В Европу с дроном. Правила полетов в ЕС

Если до недавнего времени в Европе не существовало единых правил использования беспилотных летательных аппаратов, то в 2019 году Евросоюз выпустил первый свод законов и правил, который распространяется на владельцев коптеров во всем мире. Сегодня и далее представляем самый полный обзор с правилами использования дронов в странах ЕС.

Сказать с уверенностью, что последние правила ЕС являются окончательными, нельзя. Согласно заявлениям представителей Европейского агентства по авиационной безопасности, свод является временным документом и будет ежегодно дополняться.

В целом же правила остаются прежними. Операторам БПЛА запрещается использовать дроны вблизи охраняемых зон, аэропортов и запретных зон, в местах массового скопления людей и над частными территориями. Кроме того, обязательной регистрации подлежат устройства массой более 250 граммов, а также летательные аппараты, способные записывать и передавать изображение и звук. Иными словами, абсолютное большинство квадрокоптеров.

В ряде стран возможно использование дронов в черте города и над частными территориями. Но для этого требуется обязательная регистрация и опознавательные знаки непосредственно на коптере для его распознавания. Управлять беспилотниками могут лица старше 16 лет. Еще один интересный и примечательный факт — обязательно придется регистрировать БПЛА, который “при столкновении с человеком способен нанести удар с кинетической энергией 80 джоулей” (для сравнения, скорость традиционной стрелы из лука колеблется в пределах 25-45 м/сек, мощность — 18-30 джоулей; скорость пули номинального калибра 16,45 мм (ягода малины) разгоняется до 108 м/с и обладает мощностью 100-151 джоулей). Для чего мы сравнили? В обоих случаях (стрельбы из лука или пистолета) выстрел является смертельным при попадании в человека. В связи с этим на основании чего был выбран показатель 80 джоулей для беспилотника, остается загадкой.

О том, как безопасно использовать беспилотный летательный аппарат и не поранить себя и окружающих, смотрите в нашем материале Что можно и нельзя делать при управлении дроном.

Но, как говорится, revenons a nos moutons, во многих европейских странах нормы и правила использования БПЛА имеют свои нюансы. Перед тем, как отправиться в путешествие, советуем внимательно изучить их и уже со знанием дела заводить общение с таможней и полицией… Нет-нет, надеемся, до этого не дойдет. В любом случае не советуем идти на нарушение закона и рисковать своей репутацией, кошельком и возможным запретом на въезд в Шенген.

Дрон… Мотор… Поехали!

Вспомним географию. Страны Европы делятся на четыре региона: Западный, Восточный, Северный и Южный. В общей сложности в Европе расположено 65 стран: из них 50 независимых государств, 9 зависимых территорий и 6 непризнанных республик.

Правила использования дронов здесь в основным одни и те же. Если ваш дрон относится к открытой категории, свободный полет возможен согласно действующему своду ЕС:

  • летательный аппарат оснащен обозначением с классом идентификации 0, 1, 2, 3 или 4;
  • обязательная регистрация устройства весом более 250г;
  • беспилотник приобретен ранее 1 января 2023 года и на нем отсутствует обозначение с классом идентификации;
  • запрет на полеты над скоплением людей. Исключения только для устройств с обозначением класса идентификации и весом менее 250 г;
  • нахождение БПЛА в зоне видимости оператора на протяжении всего полета;
  • максимальная высота 120 метров над землей;
  • минимальный возраст на использование БПЛА 16 лет;

В дополнение вы не можете использовать свой дрон для транспортировки опасных грузов или ронять в полете предметы. И хотя существуют случаи незаконного использования БПЛА, в большинстве своем с их помощью осуществляют фото- и видеосъемку.

Сами же беспилотные летательные аппараты в Европе делятся на три категории:

OPEN, взлетной массой до 25 кг, высотой полета не более 120 м и использованием только в прямой видимости оператора. Запрещается летать над скоплениями людей и осуществлять перевозку грузов.

SPECIFIC — дроны со взлетной массой более 25 кг. На такие аппараты распространяется запрет на полеты над людьми, над частными владениями, вблизи аэропортов и охраняемых зон, а также с их помощью нельзя перевозить грузы. Зато разрешаются полеты выше 120 метров, а удаляться от оператора можно согласно международным показателям FCC (США — 10 км)/CE (Европа; РФ — 6 км).

CERTIFIED — с этой категорией вы можете летать над людьми, можно перевозить людей и грузы.

Франция

Побывать во Франции и не запечатлеть символ страны Эйфелеву башню, знаменитый Notre-Dame de Paris, не посетить древнейший Каркассон или не добраться к самой высокой точке Альп на Монблан значится не видеть страну. Чтобы не нарваться на неприятности при использовании беспилотника, следует придерживаться правил, установленных Главным Управлением Гражданской Авиации (DGAC):

  • полеты осуществлять в прямой видимости летательного аппарата оператором;
  • не подниматься выше 150 метров;
  • не летать над массовыми скоплениями людей;
  • не нарушать пределы запретных зон для полетов;
  • не летать в темное время суток;
  • не летать над частными владениями;
  • проверять актуальность законов и правил;
  • в профессиональных целях разрешается использовать дрон только при наличии специального разрешения.

Чехия

Если ваш коптер весит менее 20 кг, и вы используете его в личных целях, то правила идентичны тем, что существуют во Франции и большинстве стран Европы в целом. Единственным дополнением является то, что дроны весом от 7 до 20 кг можно запускать только на расстоянии не менее 150 метров от жилых зданий, объектов инфраструктуры и в местах скопления людей. В стране также обязательно требуются лицензия на использование и регистрация дрона. Информацию о том, как регистрировать летательный аппарат и карту с зонами ограничений полета можно найти на сайте Управления гражданской авиации Чехии.

Австрия

Любопытные правила установлены в Австрийской Республике, где существует правило четырех зон. Если у вас нет лицензии на управление дроном, вы сможете использовать его только за чертой города и только на открытых пространствах. К таковым относятся третья и четвертая зона (разница в расстоянии по километрам от городов). Для съемки в первых двух зонах разрешения на полет все же получить придется. Во второй зоне полеты ограничиваются теми же правилами, что и на территории других европейских континентах. В том числе вы можете использовать дроны массой до 25 кг. Если вес летательного аппарата более 25 кг и до 150 кг, сперва будет необходимо получить лицензию на управление, разрешение на полет, а также пройти тест на пилотирование, использование воздушного пространства и знание требований безопасности.

Полезные советы DJI. Для вашего удобства вы можете пройти тест онлайн на сайте авиационного регулятора ЕС. Здесь можно пройти краткий курс информационной подготовки, изучить раздел с ответами на часто задаваемые вопросы, после чего сдать экзамен. Тест сдается на немецком и английском языках, а по итогам вы получаете сертификат, который дает право использовать дрон в странах Европы.

Более подробную информацию об использовании дронов в Австрии можно на сайте регулятора AustroControl. Карту с четырьмя зонами можно также найти на сайте.

Великобритания

Согласно поправкам в закон о БПЛА от 2019 года, вопросы использования беспилотных летательных аппаратов и воздушного пространства в стране регулирует Управление гражданской авиации (САА). Если раньше в Англии можно было относительно свободно летать, в том числе в Лондоне, Бирмингем и Манчестере, то сегодня ограничений представляется гораздо больше.

В Великобритании запрещается использовать без лицензии и регистрации дроны массой более 250 г, хотя раньше без документом разрешались полеты устройств весом до 20 кг. Пилотировать разрешается не все летательные аппараты, а только те, которые соответствуют британскому законодательству. Например, если ваш квадрокоптер оснащен камерой, то использовать его можно на расстоянии от объектов не менее 50 метров. От людей, зданий, машин, государственных строений и спортивных сооружений, аэропортов и парков. Также как и в большинстве европейских стран, взлетать вы можете в зоне прямой видимости, 122 метра в высоту и на максимальном удалении 500 метров.

Если вы снимаете с целью заработка, то обязательно необходимо получить лицензию. А еще ожидается, что уже в ближайшее время в Великобритании будет разработана норма, которая автоматически будет ограничивать зону полетов. Например, вблизи аэропортов и вертодромов. Такая функция уже имеется на некоторых моделях DJI, включая Mavic Air 2, Phantom 4 Pro V2.0 и другие модели серии, а также популярный DJI Mini 2.

Основные правила и законы, прописанные в Управлении гражданской авиации Великобритании гласят:

  • полеты беспилотников не должны осуществляться в местах массового скопления людей, во время городских праздников и спортивных мероприятий
  • запрещается приближаться к зонам аэропортов и взлетно-посадочным линиям ближе 50 метров
  • обязательной регистрации подлежат дроны весом более 250 г
  • регистрации, а также получения лицензии и разрешения на полет подлежат дроны весом более 20 кг
  • коммерческое использования коптеров разрешено только при наличии соответствующей лицензии
  • полеты беспилотников возможны на максимальном удалении 500 метров от оператора, на высоте не более 122 метров
  • во время съемке запрещается приближаться к людям и объектам ближе, чем на 50 метров

Отдельно стоит добавить, что полеты над Гибралтаром и Каймановыми островами регулируются собственным законодательством. Так, согласно локальным правилам, использование дронов массой от до 7 кг разрешено свободно. Если вес летательного аппарата больше, потребуется обязательная регистрация. Сделать это можно онлайн на сайте канцелярии Директора гражданской авиации.

Ирландия

На острове рекомендации по использованию БПЛА существовали тогда, когда многие только стали задумываться и разрабатывать правила использования воздушного пространства. Последние изменения в закон вступили в силу в 2015 году и действуют до сих пор. Согласно поправкам, каждый владелец летательного аппарата взлетной массой более 1 кг обязан зарегистрировать устройство в Управлении авиации Ирландии (IAA).


Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Telegram