Почему дроны опасны вблизи аэропортов

Продолжая тему использования дронов в поездках, мы бы хотели заострить внимание на одной интересной теме. В прошлый раз мы разобрали, какие существуют правила перевозки беспилотных летательных аппаратов в самолете. В каждой стране имеются свои законы и далеко не все из них приветствуют использование коптеров на борту судна или вовсе их использование в стране. Но почему так и действительно ли дроны представляют опасность для самолетов?

Помните историю в 2010 году в лондонском аэропорту Гатвик, когда неизвестные подняли дрон в воздух возле взлетно-посадочных полос, тем самым заблокировав работу аэропорта на 14 часов подряд? Его появление спровоцировало самый крупный перебой в авиасообщении Британии. Более 140 000 человек не смогли попасть на свои рейсы, отменены или перенесены были не менее 800 рейсов. На месте непрерывно работали отряды полиции, спецслужбы и военные в попытке отыскать нарушителя воздушного пространства. Однако до сих пор не удалось выяснить, кто стоял за таким “смелым” поступком.

Позднее в 2017 году аэропорт Гатвик закрывали снова из-за летающего неподалеку беспилотника. А в 2016 году из-за дрона временно прекратил свою работу международный аэропорт в Дубае.

Но что же вызывает подобную реакцию на дроны вблизи аэропортов? Почему каждый раз это вызывает шум в прессе и недоумение людей? Итак, уважаемые пассажиры, пристегните ремни и разберем этот вопрос.

Читайте материал: С дроном на борт. Как осуществляется перевозка квадрокоптера?

Дроны в массы

Сегодняшние беспилотники — это не только красивые картинки и захватывающие виды FPV. Их использование обширно, от развлечений до разнообразных профессиональных направлений. Коптеры стали настоящими помощниками или даже вовсе заменили человеческий труд в таких сферах как сельское хозяйство и горнодобывающая отрасль, в строительстве и безопасности. Дроны применяют для разведки территорий и контроля этапов роста растений, они способны выполнять сложные работы по обеспечению безопасности людей во время стихий и бедствий, они характеризуются более сложной конструкцией и способны распознавать сложные изображения и делать сложные вычисления. С каждым годом практика применения беспилотных летательных аппаратов расширяется, а возможности современных моделей просто впечатляют.

Вместе с тем возникли и другие способы использования этих устройств. Так, например, с помощью дронов заключенным в США доставляли наркотики и оружие. Известны случаи, когда беспилотники оснащали механическими приспособлениями для захвата предметов и совершали кражи чужого имущества. На Украине дронами осуществляли контрабанду алкоголя и табачных изделий, а в некоторых странах Азии и Ближнего Востока беспилотники активно используются для выуживания секретов иностранных государств. Громкими случаями с применением коптером считаются покушение в 2018 году на президента Венесуэлы Николаса Мадуро и серия краж в 2016 году в городе Темплпатрик в Северной Ирландии, где дроны несколько дней подряд снимали, как люди вводят ПИН-коды в банкоматах, а после с карт пользователей были сняты крупные суммы денег. А кроме того с помощью дронов частная собственность перестала быть частной, и в том числе журналисты стали использовать дроны для получения сенсаций и дальнейших раздуваний в Сети.

Производимые сегодня модели беспилотных летательных аппаратов становятся все более совершенными и технически продвинутыми. Дроны оборудуют мощными камерами, тепловизионными и лидарными датчиками, возможности их грузоподъемности, дальность и время полета растут в разы. А вот все еще слабой стороной остается законодательная база для регулирования квадрокоптеров в разных странах. Для большинства кажется самым простым ограничить максимально их использование, тем самым исключив любую возможность совершить преступление с помощью дронов. В действительности выходит, что чем больше людей ограничивают, тем более они хотят пересечь эту черту запретов и ограничений. Все более изысканно люди подходят к незаконному использованию беспилотников, и умудряются провозить их туда, где контроль и досмотр осуществляется буквально до трусов, а законом предусматриваются тюрьма или смертная казнь.

Почему дроны рядом с аэропортами особенно опасны?

Все очень просто. Дроны представляют физическую угрозу. При его попадании в двигатель самолета или столкновении самолета с беспилотником существует риск воспламенения или падения воздушного судна. Правда, случаи подобных столкновений не зафиксированы. Скорее этого опасаются пилоты, которые имеют опыт столкновений… с птицами.

Так, ежегодно происходит примерно 5500 столкновений самолетов и птиц. Таковы официальные данные Международной организации гражданской авиации. Большая часть (75%) аварий происходит на высоте до 300 м, 20% — на высоте от 300 до 1500 м (на этом уровне летают преимущественно хищные птицы) и только 5% —выше 1500 м. Чем больше высота и скорость самолета, тем возрастает и сила удара. При условии, например, что скорость лайнера 310 км/ч, то сила удара при столкновении составит не менее 3100 кг на квадратный сантиметр. В большинстве случаев при попадании птицы в двигатель останавливается его работа. И хотя сегодняшние самолеты оборудованы системами защиты от попадания сторонних предметов, все же исключить этого нельзя.

Давайте разберем на дронах. Средний вес небольшой птицы от 1,5 до 4 кг, большинство распространенных моделей дронов DJI весят около одного килограмма. Но это если говорить о легких моделях, типа DJI Mini 2 (249 г), Mavic Air 2 (570 г), Mavic 2 Pro (907 г). Более мощная модель того же производителя, DJI Inspire, весит уже больше 4 кг. А профессиональное оборудование, способное перевозить на себе тяжелые фото- и видеокамеры или вмещающее в себя дополнительную полезную нагрузкой, и того больше. Чем это грозит самолету? В лучшем случае отказом двигателя и при том удачной посадки самолета на землю, в худшем — аварией.

В 2018 году группа исследователей из Университета Дейтона попыталась сымитировать столкновение квадрокоптера DJI Phantom 4 с крылом самолета Mooney M20, который двигался на скорости 383 км/ч. На кадрах, опубликованных изданием Aviation International News видно, что беспилотник разорвал обшивку воздушного судна, пробив в нем крупное отверстие.

В малой же авиации при управлении самолетов типа Cessna, Morava или Чебурашка столкновение с беспилотным летательным аппаратом крайне опасно. Здесь играет роль наличие только одного двигателя, при попадании в который падение самолета неизбежно.

Реальна ли угроза?

И да, и нет. На сегодняшний день не зарегистрировано ни одного случая столкновения дрона с пилотируемым судом в воздушном пространстве. Однако же нарушителей воздушного пространства с дронами становится все больше. По данным Федерального управления авиации, не менее 100 случаев в месяц происходит в небе над Соединенными штатами. Владельцы дронов не боятся запускать свои аппараты вблизи аэропортов, но и летать в пределах их территорий не намереваются. По статистике, на 921 случай только 158 раз коптеры подлетали на расстояние ближе 60 метров от пилотируемого судна.

Одно можно сказать с уверенностью, что птицы это делают в разы чаще. Но в отличие от них, если птицы попросту могут не увернуться от удара с самолетом из-за сильного ветра и высоких скоростей, то сделать это с помощью дрона гораздо легче. Если по крайней мере вы умеете управлять дроном.

Угроза для пассажиров

А вот эта ситуация может быть более реальной. Если для людей внутри самолета дроны не представляют никакой опасности, то в моменты непосредственного соприкосновения лопастей дрона с рукой или лицом человека они могут нанести существенные увечья. Правда, и таких случаев на территории аэропортов зафиксировано не было. Зато имеется печальный опыт получения травм людей от дронов на частных владениях и в городской среде. Именно по этой причине в большинстве стран запрещено летать в городах, вблизи частных владений и в местах массового скопления людей.

Каковы законы?

Среди основных законов, которые распространяются в мире по вопросам регулирования полетов с беспилотниками, — запрет на их использование в радиусе от 1 до 6 километров в зависимости от региона. Высота полета от земли не должна превышать 110 — 150 метров. Также запрещено приближаться с дронами к городским строениям и сооружениям особого значения ближе чем на 50 метров. Тоже самое касается полетов над массовыми скоплениями людей и мероприятиями численностью более 10 человек — здесь показатель не должен превышать 150 метров.

Ответственность пилотов дронов

Исходя из вышеизложенного, беспилотные летательные аппараты безопасны в целом, если их операторы разумом выше птичьих. Безусловно, отдельные смельчаки (если их так можно назвать) идут на рискованные шаги и пытаются испытать свою судьбу и судьбы сотен тысяч людей, пилотируя дрон над аэропортами или в иных запретных для полетов зон. Справиться с таковыми сложно, одних ограничений может быть недостаточно. Но ведь согласитесь, соблюдение простых правил – не такой уж большой труд.

Чтобы сохранить воздушное пространство, достаточно разработать двустороннюю систему связи для пилотов самолетов и операторов дронов. Подобную разработал крупнейший производитель беспилотных летательных аппаратов DJI. Уникальная в своем роде технология DJI AirSense теперь внедряется во все летательные аппараты компании, тем самым обеспечивая безопасный полет и стабильную систему связи с пилотируемыми судами. Спутниковая система включает в себя приемники автоматического зависимого наблюдения-вещания (ADS-B) и позволяет определять местоположение сторонних летательных аппаратов и параметров их полета, в том числе направление и скорость. Данные, полученные на пульт оператора, автоматически могут быть переданы в диспетчерские службы и непосредственно пилотам судов.

Если операторы дронов прибегнут к использованию данных систем, это повлечет за собой безопасное использование воздушного пространства и значительно снизит риск возникновения аварийных ситуаций. Для этого не обязательно будет вводить строгие законы и правила, ограничивая одних в угоду другому. В дальнейшем же, возможно, это приведет к соглашению сторон, когда для беспилотников будут разработаны рекомендации и порядки к управлению летательными аппаратами не ограниченно, но с сохранением связи с диспетчерскими и пилотами воздушных судов. В свою очередь воздушные суда будут оперативно получать информацию о присутствии дронов в небе.


Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Telegram