Часть 2. Аккумуляторы DJI. Правила провоза литий-ионных батарей в самолете

Аккумуляторы DJI

Близится весна, а значит совсем скоро будет открыт новый купальный сезон, новые путешествия и, конечно же, новые полеты на ваших квадрокоптерах. А чтобы путешествовать было проще, мы подготовили данный обзор, в котором расскажем об основных правилах перевозки ваших дронов на борту самолета, а также научим правильно разговаривать с сотрудниками таможни и бортпроводниками в случае возникновения к вам вопросов.

Стоит сразу отметить, что нередко при въезде в Россию, а, что еще хуже, при вылете из страны, людям приходилось сталкиваться с таможенной службой, которая никоим образом не идет на уступки и не пускает вас на борт самолета или изымает дополнительные устройства вашего дрона. Речь идет именно о литий-ионных аккумуляторах, которые, согласно правилам международной организации гражданской авиации (ICAO), провозить на борту самолета не рекомендуется. Правила распространяются на 191 страну-участницу ICAO, включая Россию.

Аккумуляторы DJI

Среди основных правил ICAO можно выделить следующие:

  • Литий-ионные и литиевые источники тока признаны опасным грузом.
  • Аккумуляторы и прочие литий-ионные и литий-металлические устройства разрешены для транспортировки только в ручной клади. Вместе с тем, они должны отвечать требованиям безопасности.
  • Согласно правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) о перевозке опасных грузов от 1 января 2018 года, перевозить литий-ионные АКБ в багаже все же можно, но их емкость не должны превышать 100 Вт/ч. В случае перевозки батарей емкостью от 100 Вт/ч до 160 Вт/ч требуется специальное разрешение авиакомпании-перевозчика. При этом обязательно аккумулятор должен находится внутри вашего основного устройства, то есть квадрокоптера. С правилами перевозки АКБ емкостью более 100 Вт/ч можно ознакомиться непосредственно на сайте авиакомпании (пример на сайте авиакомпании S7).
Аккумуляторы DJI
  • Пауэр банки, иными словами внешние аккумуляторы, классифицируются ICAO как запасные батареи. Для перевозки контакты данных устройств должны быть герметично изолированы во избежание короткого замыкания. При этом провозить их можно только в ручной клади, но не более двух емкостью до 100 100 Вт/ч каждый. В случае, если у вас отсутствует возможность упаковать АКБ, попросить выдать специальные герметичные пакеты для перевозки можно у сотрудников таможни.
  • Батареи, которые имеют повышенное содержание лития, запрещены к перевозке в багажном отделении и могут быть перевезены в качестве опасного груза, в соответствии с правилами IATA.
  • Портативные электронные, включая медицинские устройства и бытовую технику, с повышенных содержанием лития строго запрещены к перевозке в ручной клади. Они также должны соответствовать требованиям пунктам 3 и 4.
  • Прочие типы аккумуляторов, в том числе щелочные или никель-кадмиевые, можно перевозить в самолете как в ручной клади, так и в багажном отделении.
  • Еще одним важным правилом при перевозке АКБ является его разрядка до 30% от общего показателя. Подробнее об этом мы говорили в первой части материала об аккумуляторах DJI.
  • Отдельным лайфхаком для владельцев дронов может стать такой факт, что каждый дополнительный аккумулятор, упакованный в специальный токонепроводящий пакет, стоит маркировать рисунком из правил IATA (логотипом). Таким образом вы дадите понять сотрудникам таможни, что знакомы с правилами международной перевозке АКБ.
Аккумуляторы DJI

Однако, все это теория, на практике все бывает по-другому, и всегда нужно быть готовым для нештатных ситуаций. Например, планируя поездку, нужно быть готовым, что сотрудники таможни или бортпроводники запросят у вас состав вашего АКБ, в том числе данные о емкости, мощности устройства и содержания в нем лития.

Чаще всего данная информация указывается на коробке вашего устройства, либо в инструкции по эксплуатации и описании товара, либо на самой батарее. Если этого не оказалось у вас под рукой, то можно несложно подсчитать содержание лития (показатель энергии) АКБ вашего дрона. Запомните простую формулу:

(Емкость Вт/час) = (Емкость мА (А)-часов) * (Выходное напряжение, В).

Если ток указан в мАч, то следует разделить на 1000. То есть 15 000 мА/час равно 15 А/час.

Пример АКБ DJI для Mavic Pro:

  • Напряжение (В) — 11,4
  • Емкость аккумулятора (мАч) — 3830, или 3,83 (А/ч)
  • Таким образом, 11,4 В * 3,83 А/ч = 43,6 (Вт/ч)

Согласно международным правилам, такой аккумулятор разрешен к перевозке как в багаже, так и в ручной клади.

Аккумуляторы DJI

Другой пример с АКБ для DJI Phantom 4/Pro:

  • Напряжение (В) — 15,2
  • Емкость аккумулятора (мАч) — 5870, или 5,87 (А/ч)
  • Итого: 15,2 В * 5,87 (А/ч) = 89,2 (Вт/ч)

Аккумулятор для Phantom также разрешен к перевозке.

DJI Inspire 1, в свою очередь имеет два вида АКБ, – это DJI TB48 и интеллектуальный силовой аккумулятор DJI TB47.

Что касается первого, то он имеет следующие характеристики:

  • Напряжение (В) — 22,8
  • Емкость аккумулятора (мАч) — 5700, или 5,7 (А/ч)
  • Итого: 22,8 * 5,7 А/ч = 129,96 (Вт/ч)

У DJI TB47:

  • Напряжение (В) — 22,2
  • Емкость аккумулятора (мАч) — 4500, или 4,5 (А/ч)
  • Итого: 22,2 * 4,5 А/ч = 99,9 (Вт/ч).

Как следует из указанных выше показателей, АКБ для DJI Inspire 1 модели TB48 запрещен к перевозке на самолете, но поскольку существуют правила авиакомпаний на перевозку аккумуляторов емкостью от 100 до 160 Ватт/ч, перед полетом придется подать соответствующее заявление о превышающей допустимой норме емкости батареи. Также запрещено к перевозке более двух подобных аккумуляторов. А вот владельцам DJI Inspire 1 с батареей модели TB47 повезло больше. Показатель идеально вписывается в правила перевозки аккумуляторов.

На заметку показатель энергии АКБ для остальных дронов DJI:

  • DJI Spark — 16,87 Вт/ч (таким образом, на борт вы можете взять с собой сразу пять дополнительных аккумуляторов).
  • То же самое касается DJI Mavic Mini – 17,28 Вт/ч.
  • DJI Phantom 3 — 68 Вт/ч.
  • DJI Inspire 2 — 97,58 Вт/ч.
  • DJI Inspire (АКБ TB47) — 99,9 Вт/ч.
Аккумуляторы DJI

Чтобы упростить понимание вышеперечисленного, запомните два правила:

  • Дополнительные батареи емкостью менее 100 Вт/ч можно провозить только в ручной клади.
  • Квадрокоптер с установленной батареей (АКБ менее 100 Вт\ч, или не более 160 Вт/ч с разрешением от авиакомпании-перевозчика) — в ручной клади или багаже.

Следует помнить, что правила перевозки опасных грузов IATA постоянно корректируются, и нельзя быть уверенным, что по прибытии ваш дрон или АКБ к нему не изымут сотрудники погранслужбы. Для этого стоит каждый раз перед полетом уточнять информацию с конкретной авиакомпанией на предмет консультации по их требованиям к перевозке Li-Po АКБ.

Теперь изучим основные правила перевозки ваших квадрокоптеров в самолете:

  • В первую очередь ознакомьтесь с правилами въезда в страну прибытия с дроном. В частности, требуется ли его регистрация и можно ли им вообще пользоваться.

Например, в некоторых странах строго запрещено использования привезенной техники, но, если вы купите ее на месте, то смело можете использовать. Сложности при въезде с дроном, например, могут возникнуть во Вьетнаме и Индии. В первом случае у вас могут запросто конфисковать устройство за неимением разрешения на полет или, если, например, сотрудникам таможни, не понравится ваш ответ, для чего же вы хотите использовать коптер. Спорить с пограничной службой не стоит: попробуйте еще раз спокойно объяснить, что планируете использовать дрон только для любительской аэросъемки, либо же дождитесь окончания поездки, и на выезде из страны вам вернут ваше устройство.

Аккумуляторы DJI

А вот в Индии, штате Гоа, поскольку гражданские борта прилетают на военный аэродром Даболим, сложности могут возникнуть в разговоре с военными. Вряд ли технику изымут у вас, но вполне могут быть выдать постановление, запрещающее использование дронов в стране. Старайтесь спокойно и сдержанно отвечать на вопросы таможни, чтобы не возникло подобных проблем. Можно также выбрать пункт прилете в аэропорт Дели, где лишний раз никто не станет вас беспокоить о ввозимом грузе в страну. Оттуда смело направляйтесь в другие штаты местными авиалиниями  и никто слова не скажет о вашем дроне. Правда, для съемки в Индии разрешение на полет все равно требуется. Такое правило ввели в стране совсем недавно, с 13 января 2020 года (ранее процедура была добровольной). Заявление о выдаче разрешения на полеты теперь можно подать онлайн заранее – через сайт Министерства гражданской авиации в стране.

Проблемно также ввозить квадрокоптеры и их использовать на территории Египта, Кении, Эфиопии и Замбии. Серьезные ограничения стоят на провоз техники в Канаду и ОАЭ, а также некоторые страны ЕС, включая Бельгию, Данию и Испанию. Вообще же всю информацию о ввозе квадрокоптера в страну можно узнать в консульстве каждой страны при подаче визы, или просто позвонив в консульский отдел по месту вашего проживания.

  • После того, как вы разобрались с правилами ввоза дрона в страну прибытия, необходимо задаться вопросом о перевозке квадрокоптера на борту самолета. Причем это касается как аэропорта отправления, так и аэропорта прибытия. Для этого следует заранее ознакомиться с правилами авиакомпаний по объемам багажа и ручной клади.

В большинстве же своем, российские и зарубежные авиаперевозчики не запрещают проносить на борт квадрокоптеры, причем не имеет значения, будет ли он в багаже или ручной клади. Правда, здесь стоит вспомнить о правилах перевозки АКБ, которые могут быть или внедрены в ваш дрон, или герметично упакованы в багаж.

  • Третье, это нужно понять, можно ли использовать квадрокоптер в стране прибытия. На сегодняшний день во многих странах разработаны законы и регламенты о любительской и коммерческой съемке. При этом учитываются размеры вашего устройства, их характеристики, а также цели вашей съемки. В отдельных странах обязательно необходимо заранее регистрировать дрон, если он превышает допустимую весовую норму в 250 грамм. Например, в США это делается через Федеральное агентство гражданской авиации (FAA). Для получения разрешения на полеты необходимо зарегистрироваться на сайте и заплатить взнос 5 долларов. После этого вы получаете специальную наклейку с номером для опознавания вашего устройства.
Аккумуляторы DJI

Регистрация квадрокоптера требуется также во многих других странах. Ранее более подробно мы разбирали данную тему в материале. Мы также обещаем продолжить цикл статей, где будем рассказывать о нюансах использования дронов за рубежом.

Отдельно стоит запомнить несколько простых правил полета в большинстве стран:

  • Летайте в зоне видимости квадрокоптера. Не стоит рисковать, запуская его на расстояние до 7 км (как у DJI Mavic Pro и Phantom 4 Pro). Также важно учитывать высоту вашего полета. Например, в США показатель составляет 122 метра над уровнем земли и водной поверхности, в большинстве стран Европы — до 150 метров.
  • Не летайте рядом с аэропортами/аэродромами/вертодромами, военными объектами, посольствами, тюрьмами, национальными парками и другими зонами повышенного риска. Изучить наличие таких зон можно в приложении DJI GO, а также на сайте регулятора fpln.ru (в России) и в США (uasidekick.com), в Европе (skyvector.com и другие). Кроме того, система DJI GEO также разработала карту по миру для полетов ваших квадрокоптеров.
  • Не летайте над большим скоплением людей, во время массовых мероприятий и над частными территориями. В частности, последний пункт может обойтись вам очень дорого, если хозяин владения заметит, что его снимает камера. Не стоит также вести прямую трансляцию с дрона без согласия людей, попадающих в кадр.
  • Для полетов на коммерческой основе многие страны запрашивают не только разрешение на использование дрона, но и документы, подтверждающий прохождение обучения пилотированию и сертификат на пилотирование коптера весом более 25 кг. Кроме того, вам придется оформить страховку гражданской ответственности.

Помните, что риски на перевозке ваших дронов и АКБ к ним, а также на пилотирование в той или иной стране, всегда существуют, однако изучив простые правила, вы сможете избежать конфликтных ситуаций с органами безопасности и смело летать в любой стране. Будьте вооружены и готовы, и у вас все получится!

Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Twitter

Instagram

Telegram