Существуют ли на самом деле сложности использования БПЛА в промышленности?
Беспилотные летательные аппараты — это развивающаяся технология, которая произвела революцию в каждой отрасли. Не будет ошибкой утверждение, что дроны являются благом для человечества и всей широкой промышленной отрасли. Но как и любая технология, беспилотники имеют свои особенности. Сегодня в материале разберем, в каких отраслях БПЛА стремительно развиваются и существуют ли на самом деле сложности при использовании этих устройств.
С терминологией разбираться не нужно, наш Гид отвечает на большинство вопросов пользователей от общих понятий и начального использования до технических особенностей применения и примеров использования. Дроны изготавливаются из легких композитных материалов для улучшения показателей управляемости и уменьшения физического веса. Оснащение дронов дополнительными полезными нагрузками, аксессуарами, включая камеры, модули, глобальные системы позиционирования, навигационные системы, датчики, превращает эти устройства в универсальные, расширяя их потенциал. Подавляющее большинство современных моделей оснащаются качественными подвесами с камерой и трехосевым стабилизатором, они могут запускаться прямо с руки и управляются легко с помощью пульта дистанционного управления с мощным ПО.
Дроны делятся в основном на две категории: пользовательские и коммерческие модели. Первые отличаются ме́ньшими габаритами, показателями высоты и дальности полета, более ограниченным функционалом по съемке и оснащением датчиками. Коммерческие БПЛА сегодня чаще приходят к принципу небольшие размеры — широкий функционал, но традиционно это более крупные устройства с широким спектром возможностей. Это более стабильные в полете дроны, имеют более сложные ПО для управления, оснащаются мощными камерами или даже несколькими камерами или возможностью менять подвесы. Хороший пример — серия дронов Mavic 2 Enterprise с визуальной и тепловизионной камерой, а также наиболее перспективная и значимая во многих отраслях платформа DJI Matrice 300 RTK и новейшая модель DJI Matrice 30.
Основные области применения БПЛА
- Аэрофотосъемка — с помощью беспилотника, оснащенного камерой, вы можете делать захватывающие фотографии и снимать кадры отличного качества с неба. Сегодня абсолютное большинство моделей оснащаются камерами с высокими характеристиками съемки: от Full HD до 4К и выше. Имеются готовые режимы для творческой съемки и интеллектуальные возможности для обработки фото и видеосюжетов.
- Геодезия и ГИС (картография) — используя мультиспектральные датчики и лазерные сканеры, дроны могут создавать высококачественные 3D-карты и модели объекта/рельефа. Поэтому они используются в различных областях, включая дистанционное зондирование, геодезию и картографию, фотограмметрию, точное сельское хозяйство и другие. Вообще же геодезия сегодня — это самая распространенная ниша применения БПЛА промышленного уровня.
- Инспекции и мониторинг — многие системы, железнодорожные узлы, линии электропередач, ветряные турбины, башни связи и трубопроводы могут инспектироваться с воздуха. Дроны позволяют безопасно и быстро вести запись и осуществлять мониторинг, передавая информацию в готовом виде пилоту и рабочим группам.
- Безопасность и жизнеобеспечение — дроны используют в охране объектов, при проведении масштабных мероприятий, на крупных стройплощадках, для охраны государственных границ. И хотя сфера развивается не так активно, специалисты отмечают значимость беспилотников в этой связи.
- Поиск пропавших и работа во время ЧС — дроны действительно очень полезны при поиске и спасении людей. В России ежегодно теряются до двухсот тысяч человек; способов поиска людей с привлечением современных технологий и искусственного интеллекта становится все больше. С использованием дронов в 2021 году по меньшей мере было найдено до 60% пропавших. Работы с БПЛА могут проводиться как днем, так и ночью с применением тепловизионных датчиков. Различные датчики определения количества газов в воздухе используются в пожаротушении. Для этого также применяют дроны.
- Строительство — и хотя сфера является наиболее консервативной, но дроны повсеместно внедряют для контроля и мониторинга строительных работ, на этапе планирования для сканирования земной поверхности и создания 3D-моделей объектов.
Беспилотники используют также в науке и исследованиях, где с воздуха можно наблюдать и фиксировать изменения земной поверхности. Дроны используют для документирования археологических полостей, при ядерных авариях, при наблюдении за ледниками, для наблюдения за извержением вулкана. БПЛА используют в сферах кинопроизводства, в рекламе, страховании, недвижимости, коммунальных услугах, горнодобывающей промышленности, метеорологии и многих других. В будущем и вовсе ожидается использовать эти устройства для доставки грузов и в логистике.
Что мешает дронам стать широко используемыми?
Казалось бы, дроны могут быть повсеместно, что называется, рои дронов в небе. Но этого не происходит, а по большей части основными сферами остаются военная и сельское хозяйство. И то аграрии лишь постепенно внедряют эти технологии, и только в отдельных небольших хозяйствах. Аэрофотосъемка считается переполненной нишей, но нельзя сказать, что в России бессчетное количество фотографов используют дроны. Так в чем же дело?
Основных проблем существует две. Это новые технологии. И ограничения по правовому полю. Разберем по-порядку.
Передовые технологии XXI века — это неизбежность. Но к новшествам готовы далеко не все. Когда все работает как прежде, зачем внедрять что-то новое? Это вдобавок означает, что нужно обучаться чему-то новому, открывать для себя новые горизонты. Понимание процессов приходит очень медленно. И если микрочипы и программное обеспечение внедряют повсеместно на государственном уровне, то БПЛА и роботы — это отстающее направление. Чтобы объяснить пользу беспилотных летательных аппаратов, необходимо долго рассказывать и показывать, как они устроены, как работают. Необходимы учебные курсы, открытые образовательные программы, отраслевые мероприятия, мастер-классы. Нужны люди, которые бы правильно пропагандировали и объясняли необходимость использования этой технологии.
Во-вторых, руководители бизнеса и производств не всегда готовы идти на такой шаг, чтобы тратить средства на приобретение дронов и переподготовку персонала. Здесь снова активируется один и тот же механизм: зачем использовать что-то новое, когда старое работает и так? Работает, но современные технологии на то и существуют, на то и разрабатываются, чтобы их использовать и упрощать, автоматизировать текущие процессы. Те, кто решается внедрять беспилотные решения, ни разу не жалеют, и даже развивают структуры внутри компаний. Например, в Краснодарском крае аграрии после апробирования беспилотных технологий создали свой целый кластер, кружок и объединение, где собираются между собой руководители хозяйств, действующие пилоты дронов, государственные служащие и обсуждают между собой развитие отрасли. Проводятся множественные встречи, форумы, показы новой техники, привезенной из-за рубежа, или собственных разработок.
Но тут возникает еще один нюанс, а точнее еще один стоп-фактор, который тормозит развитие. Правовые аспекты и взаимодействие с государством. Например, сегодня закрыто воздушное пространство в южных регионах России. А производства в других областях, где могли бы использоваться беспилотники, не понимают, как их использовать, чтобы не нарваться на проблемы с законом. И здесь все вновь упирается в отсутствие просвещения и грамотной пропаганды.
Пожалуй, можно сказать, что есть с одной стороны очень грамотно прописанные правила и законы, на множественных листах бумаги, с громкими названиями, которые по большей части имеют простые правила, умещающиеся в одну страницу. Это-то и пугает большинство. Устрашающие постановления о регистрации, о зонах ограничения полетов и использования дронов, об ответственности за малейшие нарушения. Но все ли так страшно на самом деле?
Не надо бояться дронов
“А собственно какие проблемы? Я их не вижу совершенно. Регистрация дронов осуществляется через портал Госуслуги и занимает на больше одной недели, причем неважно, где вы находитесь. Все совершается удаленно. Что касается сельского хозяйства, то предприятиям нужно обращать внимание на любые законодательные изменения и поправки, а не жаловаться на проблемы, которых не существует. Просто хочу напомнить, что 3 февраля 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о внесении поправок в Воздушный кодекс, согласно которым, если полеты над сельхозугодьями осуществляются на высоте до 150 метров, то разрешение на полеты не нужно”, — комментирует волнующий многих вопрос об ограничения в связи с законодательной базой ведущий специалист и основатель компании Fly&See Agro* Василий Птицын.
Эксперт уверен, что не так страшен черт, как его малюют. Промышленное использование дронов сегодня, наоборот, вызывает интерес со стороны государства и поддержку. Если компании готовы внедрять технологии, государство поддерживает инициативы и дает возможности работать на благо общество. Конечно, есть недоработки. Например, отдельными институтами, группами заинтересованных компаний и лиц сегодня лоббируется идея увеличить порог по взлетной массе до 100 кг вместо 30 кг, как сегодня прописано в законе. И хотя вряд ли идея будет реализована, но сам ее замысел приводит в замешательство тех, кто сегодня использует дроны или кто хочет начать их внедрять на уровне своих производств.
“Проблемы нужно решать по-другому, принимать адекватные меры. Первое — сертификация дронов. Если мы придумаем свой собственный летательный аппарат и захотим его сертифицировать, то возникнут проблемы. Потому что лабораторий по сертификации дронов практически нет. Второе — система мониторинга дронов. Об этом уже ведутся множественные дискуссии, но остается все только на бумагах. Беспилотные летательные аппараты действительно представляют угрозу и опасность в неумелых руках или с целью незаконной деятельности. С другой стороны, мы же водим автомобили. Автомобилисты тоже совершают ДТП, где гибнут люди, но мы не запрещаем машины. Мы учим водителей, вносим правила, ставим камеры, вводим инспекции. Тоже самое нужно делать с дронами. Создать воздушную инспекцию не составляет труда. Это даже проще реализовать, чем контроль за автодорожной техникой”, — говорит Василий Птицын.
Беспилотные летательные аппараты могут и без проблем контролироваться с земли. Например, все аэропорты Москвы оснащены системами DJI Aeroscope. Чтобы полностью взять под контроль город, будет достаточно всего 5 таких установок. И при этом никаких более ограничений на полеты дронов в черте города. Все данные о владельцах устройств, идентификационные номера, будут в базе данных. А с помощью систем обнаружения всегда можно вычислить нарушителей.
В США существует правило, согласно которому подлежат обязательному оснащению все дроны весом более 250 грамм ADSB модемами. Это модем, который отвечает за идентификацию в воздухе. И такие модели дронов видят пилоты больших самолетов. Причем это не будет ограничением, это, наоборот, послужит аккуратному обращению и соблюдению действующих правил.
Наконец, третье — это подготовка специалистов на государственном уровне. Просвещение не только в законодательной базе, но и в обращении, использовании и сфер применения дронов. Сегодня существуют только отдельные частные курсы по подготовке операторов БПЛА, но нет государственной поддержки. А это может быть значимо с точки зрения развития отрасли и внедрения беспилотных решений повсеместно.
*Компания Fly&See Agro является ведущей в России по развитию комплексной биологической защиты растений с помощью энтомофагов. Компания специализируется на внесении энтомофагов с помощью беспилотных летательных аппаратов. В штате компании 25 человек и 20 единиц техники, присутствие — в 21 регионе России. В общей сложности предприятие работает на площадях более 40 тысяч га ежегодно.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях: