Госкомпаниям запретят использовать иностранные БПЛА. Что дальше?
Ассоциация “Аэронет” предложила ограничить возможность закупок зарубежных беспилотных авиационных систем (БАС) для государственных и муниципальных нужд. Инициативу поддержало российское правительство, сообщает газета “Ведомости”. О том, чего ждать дальше, о перспективах развития рынка БПЛА в России и мире, а также о возможных изменениях в законодательство, поговорим сегодня в материале.
Ассоциация “Аэронет” выдвинула предложение ограничить закупки иностранных БПЛА для государственных нужд. Уточняется, что ограничения коснутся всех БАС, приобретаемых через механизм госзакупок. Идею компании поддержали в Правительстве РФ.
Соответствующее распоряжение премьер-министра России Михаила Мишустина вошло 5 ноября 2020 г. в план мероприятий реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Документ опубликован на сайте правительства.
Ответственными за выполнение распоряжения назначены Минпромторг, Минэкономразвития, Минтранс, Минфин при участии “Платформы национальной технологической инициативы” рабочей группы “Аэронет” и ассоциации “Аэронет”.
Опасения использования иностранных БПЛА связаны в первую очередь со сбором данных в пользу иностранных государств. По мнению генерального директора “Аэронет” Глеба Бабинцева, дроны, работающие на малых высотах, способны собирать точные данные, относящиеся к государственной тайне, а также быть труднодоступными для поиска и поимки системами РЭБ.
В Минпромторге также поддержали инициативу ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (“Аэронет”), пояснив, что “введение ограничений по допуску иностранных БАС обусловлено рисками несанкционированного сбора информации и роста угроз государственной безопасности”.
На сегодняшний день инициатива рассматривается ведомствами, в ближайшее время будет подготовлен первый отчет о работе. Перед запуском программы необходим всесторонний анализ, который позволит оценить конкурентоспособность отечественного оборудования и способность российских производителей удовлетворить потребности заказчиков по качеству и количеству, уточнили в Минэкономразвития.
В августе 2018 года Правительство утвердило перечень для регулирования использования беспилотной авиации в России. Среди прочего, были разрешены полеты на высоте до 150 метров, а пилотов дронов освободили от получения спецразрешения у авиационных регуляторов на полеты БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 килограммов.
Согласно представленной тогда же дорожной карте ассоциации “Аэронет” по совершенствованию законодательства и снятию административных барьеров с владельцев беспилотных летательных аппаратов, было также предложено обеспечить сертификацией информационных систем БПЛА, определить ответственность беспилотного судна перед пассажирами и определить порядок расследования авиапроисшествий с беспилотниками. Документ был утвержден Правительством, но не все инициативы ассоциации были воплощены в жизнь.
Ранее, в 2016 году Совет при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию утвердил пакет предложенных “Аэронет” мер по развитию в России рынка беспилотных авиационных систем (БАС) в период до 2035 г. Сюда вошли расширение численности занятых в производстве дронов до 50 тыс. человек, а также рост экспорта продукции и увеличение покрытия России 3D-картами на основе ГЛОНАСС и цифровых моделей Земли. По оценкам экспертов, частные инвестиции в этом направлении достигали бы 10 млрд рублей.
Отмена регистрации и получения разрешающих полеты документов для дронов взлетной массой менее 250 граммов, переименование БПЛА в “беспилотное воздушное судно” (БВС), а также ответственность за воздушные аварии с участием коптеров. Подробнее о поправках в закон о БПЛА, внесенных Постановлением Правительства от 03 февраля 2020 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации” смотрите в нашем материале.
Каковы перспективы развития рынка дронов
Рынок производства и использования беспилотных летательных аппаратов стремительно растет по всему миру. По данным “Коммерсанта”, на начало марта 2020 года Росавиацией поставлено на учет 16,8 тыс. дронов с максимальной взлетной массой до 30 кг. К 2035 году этот показатель вырастет до 100 тыс. штук, причем одновременно находящихся в воздухе беспилотников.
Ожидается и рост расходов на производство квадрокоптеров. Так, к 2024 году показатель может вырасти до 43 млрд долларов, к 2035 — до 200 млрд долларов.
Лидером отрасли сегодня является Китай. Следом идут США и Индия. Россия в этом отношении значительно отстает, и занимает всего 0,3% от мирового производства. Вероятно, именно по этим причинам российские власти планируют и ожидают перехода на развитие собственного производства.
Среди прочих мер создание системы, позволяющей использовать дроны и пилотируемые суды в общем воздушном пространстве. С таким предложением ранее выступил Минтранс. Кроме того, ожидается значительный скачок применения БПЛА в таких сферах, как сельское хозяйство, экологический мониторинг, геодезия, лесное и водное хозяйство, а также градостроительство и землеустройство. И хотя многие компании уже используют или по крайней мере намерены использовать дроны в производстве, вопрос остается открытым: кто будет производить устройства?
Очевидно, что двусторонние меры по ограничению использования иностранной техники, одновременно расширение прав пилотов, является намерением развивать собственный рынок БАС и беспилотных летательных аппаратов. Вместе с тем, учитывая сегодняшнее отставание России на мировом рынке, ожидать чего-то быстрого и прорывного не стоит.
В 2019 году для российской полиции и служб безопасности отечественные производители разработали свой уникальный беспилотник. Модель оснастили видеокамерой, а также электрошоковым или ослепляющим устройствами. При этом применяться защитные средства могут дистанционно — с помощью выстреливания электродами. Создателем модели выступило научно-производственное объединение Специальных материалов (НПО СМ).
Прогресс не стоит на месте, и с каждым годом человечество сталкивается все с более новыми открытиями в сферах IT и технологий. Беспилотные летательные аппараты стали одним из передовых инструментов для сокращения объемов ручного труда и роста эффективности процессов в коммерческих и некоммерческих целях. За последнее десятилетие спрос на квадрокоптеры значительно вырос за счет уменьшения их размера, роста функциональности и одновременно снижения цены. За счет доступности дронов растет и спрос. Что в свою очередь, расширяет возможности и компаний-производителей устройств.
Остается надеяться, что рынок и впредь будет набирать обороты, и уже скоро мы сможем наблюдать значительный скачок на рынке собственного производства, а также увидим потенциально новые и прорывные технологии от лидеров мирового класса.
О перспективах развития рынка БПЛА в армии, а также сравнительный обзор российской новинки “Орион” против турецкого “Bayraktar TB2”, смотрите в материале.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях: