Регистрация квадрокоптера в России. Отвечаем на часто задаваемые вопросы
Квадрокоптеры и дроны стали для нас почти такими же привычными, как и автомобили. Их можно увидеть в самых разных уголках страны — от Калининграда до Владивостока, от жаркой Махачкалы до ледяного Мурманска. Когда число БПЛА стало измеряться тысячами, возникла необходимость в регулировании полетов. А в мае 2019 года утверждено Постановление Правительства РФ №658, которое установило правила регистрации дронов, в соответствии с которыми с 27 сентября 2019 года беспилотники необходимо ставить на учет в Росавиации. О том, как, когда и зачем это нужно делать, мы расскажем в форме вопросов и ответов.
В: Какие летательные аппараты подлежат регистрации?
О: Все дроны весом более 250 грамм и менее 30 килограмм. Даже если устройство считается игрушкой и не оснащено камерой, оно все равно попадает под требования Постановления №658.
В: Есть ли исключения из правил?
О: Только одно — если дрон ввозится в страну на короткий срок для участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.
В: Куда обращаться для регистрации?
О: Заявления принимает Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ). Их можно отправлять в бумажном виде «Почтой России» или в электронном — через Единый портал госуслуг.
В: Сколько стоит регистрация?
О: Услуга предоставляется бесплатно.
В: Что мне нужно указывать в заявлении?
О: Прежде всего, к заявлению необходимо приложить четкую фотографию вашего дрона. Далее нужно перечислить технические характеристики БПЛА:
- наименование (например, DJI Phantom 4 Pro);
- серийный номер, присвоенный беспилотнику производителем;
- количество двигателей и их вид (чаще всего речь идет об электромоторах);
- максимальную взлетную массу.
Если устройство выпускается серийно, в заявлении указывается полное название производителя. Если оно собрано самостоятельно — ФИО лица, разработавшего конструкцию.
Владельцу также нужно предоставить сведения о себе:
- физическому лицу — ФИО, дату и место рождения, СНИЛС, серию, номер и дату выдачи паспорта, адрес проживания, номер телефона и адрес электронной почты;
- юридическому лицу — полное наименование, ОГРН, идентификационный налоговый номер, адрес регистрации;
- индивидуальному предпринимателю — ФИО, ОГРН записи о госрегистрации, индивидуальный налоговый номер, адрес проживания.
В: Когда нужно подать заявление?
О: В течение 10 рабочих дней после момента покупки дрона или ввоза в страну. Если вы собрали беспилотный летательный аппарат самостоятельно — до первого взлета.
В: Я купил дрон до принятия закона, что мне делать?
О: Регистрировать устройство по общей схеме. Но у действующих владельцев беспилотников на подачу заявления есть 30 дней с момента вступления Постановления Правительства РФ №658 в силу.
В: Могут ли мне отказать в регистрации?
О: Да, если предоставленные технические характеристики не соответствуют действительности или вы указали неверный серийный номер.
В: Что я получаю при успешной регистрации?
О: При выполнении всех требований вам направляется уведомление, которое содержит подробные технические характеристики и сведения о владельце. В него также вносится учетный номер беспилотного летательного аппарата.
В: Я купил сразу несколько дронов. Мне нужно подавать отдельное заявление на каждый из них?
О: Если беспилотники разные — да. Если названия производителя и модели совпадают, вы можете указать их серийные номера в одном заявлении.
В: Я прошел процедуру регистрации. Можно ли пользоваться дроном?
О: Перед первым полетом нужно нанести учетный номер на корпус устройства. Основные требования к этой надписи — отчетливо разборчивые символы, отсутствие ошибок и возможность считывания при повреждении навесных элементов.
В: Я продаю дрон. Что делать с регистрацией?
О: Подать заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта, указав причину изменения владельца, а также полную информацию о продавце и покупателе. Это нужно сделать в течение 10 дней после заключения сделки.
В: А если дрон потерялся или разбился?
О: Писать заявление в ФАВТ об отмене регистрации. В нем указываются полные характеристики беспилотного летательного аппарата, сведения о владельце и причина отзыва учетного номера — потеря, уничтожение или кража. Это делается в течение двух рабочих дней после свершившегося события.
В: Я хочу поменять моторы на более мощные. Как поступить в этом случае?
О: Отправить заявление об изменении технических характеристик в ФАВТ. Это делается в течение 2 дней после переоборудования.
В: Где можно поднимать в воздух беспилотник?
О: Согласно действующему законодательству, полеты допускаются только за пределами населенных пунктов, вдали от аэропортов, военных аэродромов, диспетчерских центров и других объектов, для которых установлен особый режим контроля за использованием воздушного пространства. Зоны ограничения полетов можно посмотреть на этом сайте. В местах с ограниченным доступом нужно получать разрешение на полет от местных властей, управления ФСБ и территориальных органов, ответственных за управление воздушным транспортом.
В: Мне нужно каждый раз проходить эти бюрократические процедуры?
О: Чаще всего разрешения выдаются на длительный период — до года. Впрочем, существует проект изменения законов, который упростит использование любительских квадрокоптеров. Предполагается, что разрешение не нужно будет получать при полетах на высоте до 150 метров и на расстоянии более 50 метров от людей и жилых зданий. Впрочем, это не отменяет запрета на использование дронов вблизи режимных объектов. Пока проект находится на стадии обсуждения. Мы будем держать вас в курсе всех изменений в законодательстве.
В: Я забыл зарегистрироваться, но продолжаю пользоваться дроном. Что мне грозит?
О: Сегодня штраф за полет устройства без учетного номера варьируется от 1 до 2 тысяч рублей. В будущем его могут существенно увеличить. А вот проникновение беспилотника в запретную зону оценивается в 20–300 тысяч рублей независимо от массы летательного аппарата, характеристик камеры и наличия регистрации.
В: Почему возникла идея о регистрации?
О: Главным образом — из-за отсутствия ответственности за несчастные случаи, связанные с использованием дронов. Если беспилотник нанесет травмы человеку или станет причиной аварийной посадки самолета, его владельца можно будет идентифицировать. Схема последующих действий такая же, как при аварии с участием автомобиля.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях: