Путешествуем с коптером: курорты Европы. Часть II
Как мы уже говорили в первой части обзора, путешествуя с дроном, вы должны быть готовы к повышенному вниманию таможенной службы и лучше заранее выучить на иностранном языке ответы на самые популярные вопросы пограничников: «Где вы будете запускать коптер?», «Что вы будете снимать?», «В каких целях вы будете использовать отснятый материал?» и тому подобное. Держитесь спокойно и говорите, что снимать планируете вне населенных пунктов, национальных парков, достопримечательностей и обязательно в дневное время, что будете избегать большого скопления людей, что весь отснятый материал планируете использовать исключительно в личных целях, а не в коммерческих. Главное показать знание местных законов и убедить таможню в том, что вы не создадите проблем местным властям.
Все собранные данные актуальны на август 2018 года. Несмотря на это, мы рекомендуем дополнительно уточнять информацию в турагенстве. Также вы можете задать свой вопрос на иностранных форумах или тематических сообществах в Facebook.
Франция
Еще в 2012 году Франция начала на законодательном уровне контролировать использование БПЛА, став первой страной в мире, которая разработала специальные законы для пилотов дронов. Но это не значит, что запускать коптеры на родине сыра и вина запрещено. На сайте Управления гражданской авиации Франции говорится, что туристы и граждане страны могут управлять беспилотниками, если будут следовать правилам.
В первую очередь вам необходимо определиться со сценарием использования вашего беспилотного устройства. Во Франции операторов БПЛА разделяют на две категории. Первая – это пилоты, которые планируют запускать дроны на открытом воздухе для развлечения и отдыха, не предполагая какой-либо коммерческой деятельности. Ко второй относятся те, кто планирует пилотировать свое устройство с целью осуществления коммерческой деятельности.
Для пилотов из первой категории действуют следующие правила:
-
владелец дрона обязан ознакомиться с памяткой по безопасным полетам;
-
во время полета коптер должен находиться в поле зрения пилота;
-
оператор БПЛА должен оформить страховку гражданской ответственности;
-
беспилотник нельзя поднимать выше 150 метров;
-
если дрон весит более 25 килограмм, то пилот должен известить о своем полете местное отделение Управления гражданской авиации Франции;
-
нельзя летать в ночное время, над большим скоплением людей, вблизи аэропортов и над частной территорией, военными объектами, тюрьмами, электростанциями, историческими памятниками, национальными парками и в пределах центрального района города;
-
запрещено взлетать рядом и над зоной техногенной катастрофы и рядом с местами работы аварийных служб;
-
запрещено вести прямую видеотрансляцию с камеры коптера без согласия людей, участвующих в съемке.
Для пилотов из второй категории действуют все вышеперечисленные запреты и правила (если только не получено специальное разрешение Управления гражданской авиации), а также несколько дополнительных:
-
коптер необходимо зарегистрировать и установить специальный знак с регистрационными данными на внешней стороне корпуса устройства;
-
если беспилотник весит более 25 килограмм, вы обязаны известить о своей деятельности местное отделение Управления гражданской авиации Франции, зарегистрировать запчасти и запрашивать разрешение на полеты, если планируете летать над населенными кварталами;
-
перед полетом любого дрона с коммерческими целями необходимо получить разрешение в местном отделении Управления гражданской авиации Франции;
-
необходимо иметь при себе документ о прохождении обучения пилотированию, если вы планируете запускать коптер за пределами поля зрения;
-
также необходимо иметь специальный сертификат для пилотирования дрона массой более 25 килограмм;
-
пилот должен оформить страховку гражданской ответственности, покрывающую ущерб на сумму более одного миллиона евро;
-
подниматься выше 50 метров запрещено, при условии, если коптер весит более двух килограмм, так что под это правило не подпадают Phantom 4 Pro, Mavic Air, Mavic Pro, Spark и Tello).
Если вы хотите задать вопрос о законах и правилах для операторов БПЛА во Франции, но не знаете французский язык, то вы можете столкнуться с существенными трудностями. Дело в том, что сайт Управления гражданской авиации Франции не поддерживает иностранные языки, что прибавляет проблем туристам и гостям страны. В связи с этим нет уверенности, что модераторы ресурса смогут ответить вам, даже если вы направили запрос на английском. Но получить интересующую вас информацию о провозе БПЛА и полетов на территории страны можно в сообществе dronerules.eu: пишите на адрес [email protected] и вам обязательно ответят!
Мальта
Согласно данным на сайте Главного управления гражданской авиации Мальты (Civil Aviation Directorate), провозить и запускать беспилотники на территории республики разрешено. При этом, никаких законов, регулирующих полеты дронов, там пока не выпустили. Как предлагает управление, оператор БПЛА должен самостоятельно отправить на [email protected] запрос (с указанием цели полета и подробных данных о себе и коптере) на разрешение. В случае удовлетворения вашей просьбы, вы сможете летать в течение шести месяцев на территории страны.
Также, во избежание проблем, пилот дрона должен не менее чем за 7 дней до полета предоставить в Главное управление гражданской авиации Мальты следующие документы:
-
описание типа и технических данных коптера;
-
описание программы обеспечения безопасности полетов;
-
маршрут полета и классификацию местности, над которой вы планируете летать;
-
разрешение на полеты или регистрация от любого другого органа гражданской авиации (если такие имеются);
-
подтверждение квалификации оператора БПЛА;
-
копия оригинала страховки гражданской ответственности.
И, конечно, вы не должны забывать следовать общим рекомендациям:
-
дроны нельзя запускать в городах и населенных пунктах;
-
нельзя летать над большим скоплением людей, транспортными средствами, судами, частной собственностью (без разрешения собственника);
-
оператор БПЛА должен знать, что изображения людей, попавших в кадр во время съемки на камеру коптера, подпадают под действие Закона о защите персональных данных Мальты;
-
нельзя летать вблизи аэропортов, над военными объектами, посольствами, тюрьмами, электростанциями.
Хотите связаться с Главным управлением гражданской авиации Мальты перед поездкой и задать интересующие вас вопросы? Тогда звоните по телефону +356 212 22203 или пишите письмо на электронную почту [email protected].
Португалия
Еще одна страна с потрясающими курортами, на которых можно запускать квадрокоптеры, это Португалия. Здесь можно как привозить беспилотник из другой страны, так и свободно пилотировать его без дополнительной регистрации, при условии, что он весит менее 25 килограмм и используется не для коммерческой деятельности. В противном случае, как говорится на сайте Ведомства гражданской авиации Португалии, вам необходимо получить специальное разрешение и оформить страховку гражданской ответственности, покрывающую ущерб на сумму более одного миллиона евро.
В целом власти страны довольно спокойно относятся к туристам, запускающим коптеры. Вы даже можете скачать приложение (для iOS и Android), чтобы проверить зоны разрешенные для полетов.
Но, как и в остальных странах европейского союза, вам необходимо соблюдать обязательные правила техники безопасности:
-
оформление страхового полиса гражданской ответственности не обязательно, если вы планируете запускать коптер в развлекательных целях, но ведомство гражданской авиации советует оформить его во избежание возможных проблем;
-
изображения людей, попавших в кадр во время съемки на камеру дрона, подпадают под действие Закона о защите персональных данных Португалии. Снимать людей без их разрешения запрещено;
-
во время полета коптер должен находиться в поле зрения пилота;
-
беспилотник нельзя поднимать выше 120 метров над землей;
-
для полетов в ночное время нужно специальное разрешение ведомства гражданской авиации;
-
без специального разрешения нельзя летать над группой людей, состоящей более чем из 12 человек;
-
запускать коптер рекомендуется только в благоприятную безоблачную погоду;
-
нельзя летать над запретными и закрытыми зонами, посольствами, военными объектами, рядом и над зданиями службы безопасности и аварийных служб, тюрьмами и образовательными центрами;
-
если дроном управляет пилот младше 14 лет, то приближаться к людям, зданиям и любым другим объектам менее чем на 30 метров запрещено;
-
также пилотам, не достигшим 14-летнего возраста, нельзя запускать дрон выше 30 метров над землей;
-
БПЛА с неисправными опознавательными огнями поднимать в воздух запрещено;
-
нельзя летать менее чем в 5 километрах от аэропортов.
Если у вас есть вопросы, касающиеся провоза БПЛА и полетов на территории страны, то вы можете задать их, позвонив в Ведомство гражданской авиации Португалии по телефону +351 212 842226 или написав письмо на [email protected]. Но так как сайт ведомства не располагает английской версией, нет уверенности в том, что поддержка ресурса сможет предоставить обратную связь на любом другом языке, кроме португальского. Получить интересующую вас информацию о провозе БПЛА и полетов на территории страны можно в сообществе dronerules.eu: пишите на [email protected].
Болгария
В Болгарии, как и в Португалии, относятся очень лояльно к туристам, запускающим квадрокоптеры. Согласно информации на сайте Министерства транспорта, информационных технологий и коммуникаций Болгарии, дроны можно провозить и использовать на территории страны. Но вы должны заполнить и отправить два запроса на получение разрешения на полеты: заявление на использование воздушного пространства и на использование БПЛА. Их необходимо выслать не менее чем за 8 календарных дней до начала полетов на адрес [email protected] или по факсу +359 294 59180. Министерство рассмотрит заявления и направит вам ответ с разрешением или запретом.
В остальном на территории страны необходимо соблюдать всего несколько очень простых правил:
-
рекомендуется оформить страховой полис гражданской ответственности;
-
если вы планируете использовать дрон в коммерческих целях, то необходимо оформить страховой полис гражданской ответственности, покрывающий ущерб на сумму более одного миллиона евро;
-
запускать коптер рекомендуется только в благоприятную безоблачную погоду;
-
нельзя летать над запретными и закрытыми зонами, посольствами, военными объектами, рядом и над зданиями службы безопасности и аварийных служб, тюрьмами, вблизи аэропортов и электростанций;
-
нельзя летать над большим скоплением людей, транспортными средствами, судами, частной собственностью (без разрешения собственника).
Все вопросы, касающиеся провоза квадрокоптера и полетов на территории страны, вы отправить на электронный адрес Министерства транспорта, информационных технологий и коммуникаций Болгарии [email protected] или задать их по телефону +359 293 71047.
Румыния
А вот в Румынии просто так полетать не получится. Управление гражданской авиации Румынии утверждает, что туристам разрешено привозить и пилотировать коптеры, но есть оговорки: если девайс весит более 500 грамм (значит это не касается Mavic Air, Spark и Tello), то его необходимо зарегистрировать в местном представительстве, получить идентификационный номер и оплатить пошлину в размере 90 евро. Используете дрон в коммерческих целях? Тогда необходимо еще предъявить сертификат оператора БПЛА, установить значок с идентификационным номером на корпусе устройства и пройти техобслуживание (последнее – при условии, если беспилотник весит более 15 килограмм).
И не забываем про обязательные правила техники безопасности, нарушение которых может повлечь за собой солидный штраф:
-
в дополнение к регистрации, каждый полет должен быть предварительно одобрен Министерством обороны Румынии;
-
дроны нельзя запускать в городах и других населенных пунктах (если для этого нет специального разрешения управления гражданской авиации);
-
нельзя летать над запретными и закрытыми зонами, посольствами, военными объектами, рядом и над зданиями службы безопасности и аварийных служб, тюрьмами, вблизи аэропортов и электростанций, а также над большим скоплением людей, транспортными средствами, судами, частной собственностью (без разрешения собственника);
-
взлетать выше 300 метров над землей запрещено;
-
во время полета коптер должен находиться в поле зрения пилота;
-
для БПЛА весом более 15 килограмм оформление страхового полиса гражданской ответственности и свидетельства о прохождении технического обслуживания является обязательным;
-
если вы планируете использовать дрон в коммерческих целях, то нужно оформить страховой полис гражданской ответственности, покрывающий ущерб на сумму более одного миллиона евро;
-
для проведения аэросъемки необходимо отправить заявку и получить разрешение в Управлении гражданской авиации Румынии;
-
полеты и съемка в Дунайском биосферном заповеднике требуют предварительного разрешения.
Всю информацию о правилах полета БПЛА на территории Румынии вы можете узнать на странице.
Получить всю интересующую вас информацию можно позвонив по телефонам Управления гражданской авиации Румынии: +40.21.208.15.08 или +40.21.233.40.33. Также вы можете задать вопросы с помощью формы обратной связи на сайте управления.
Есть чем дополнить обзор? Тогда пишите нам на Facebook или ВКонтакте! Мы обязательно включим ваши комментарии в статью.