Как DJI M300 используется для доставки медицинских товаров и децентрализации
Когда мы задумываемся о влиянии корпоративных дронов, первое, что приходит на ум, – это огромная экономия средств и эффективности в таких отраслях, как сельское хозяйство и строительство. Но на самом деле это лишь верхушка айсберга. Если взглянуть за пределы долларовых знаков, летающие роботы незаметно превращаются в инструменты технологической интеграции.
Расширение прав и возможностей происходит в разных формах и зависит от местных условий, но тенденция неоспорима: Беспилотники DJI используются сообществами по всему миру для демократизации доступа к инновациям и возможностям. Для групп по сохранению морской среды, таких как Ocean Alliance, БПЛА собирают данные, которые ранее были недоступны по стоимости. Ученым в Малави, страдающим от малярии, они позволяют проводить исследования, спасающие жизни, и одновременно поддерживают местных предпринимателей. И, как вы увидите в этом примере, беспилотники используются гуманитарными организациями для доставки лекарств и децентрализации знаний и власти.
WeRobotics, Flying Labs и медицинская доставка “последней мили”
В качестве примера можно привести работу WeRobotics и сети Flying Labs. В 2016 году эта некоммерческая организация, базирующаяся в Швейцарии и США, запустила Flying Labs с партнерами в Непале, Танзании и Перу. Цель? Создать сеть независимых центров знаний, объединяющих местный опыт и новейшие технологии для осуществления социальных изменений. В настоящее время модель Flying Labs распространилась на тридцать пять стран Африки, Азии и Латинской Америки.
WeRobotics и Flying Labs уже давно изучают потенциал беспилотников для доставки грузов. Сначала в Перу, затем в Доминиканской Республике, Непале, Фиджи, Папуа-Новой Гвинее и на Мадагаскаре. Поскольку на рынке отсутствовала недорогая и доступная платформа, специализированная для доставки, WeRobotics решила разработать свою собственную. Используя переоборудованный DJI M600, а также индивидуальные программные и аппаратные дополнения, было создано решение, которое с тех пор осуществило тысячи успешных доставок по всему миру. Как правило, эти службы “последней мили” сотрудничают с местными органами здравоохранения для доставки лекарств и материалов в отдаленные населенные пункты.
В 2021 году WeRobotics обновила грузовое решение для работы с DJI M300. Она основана на улучшенных характеристиках безопасности, увеличенной дальности полета, высокой производительности в сложных условиях и, что немаловажно, возможности полета с двумя пилотами. Модернизация была впервые опробована в Уганде в рамках текущей пилотной программы. В настоящее время местная команда доставляет лекарства от ВИЧ в сельские деревушки на 84-островном архипелаге Калангала.
Аналогичный пилотный проект также реализуется на Филиппинах, где WeRobotics и Philippines Flying Labs используют DJI M300 для доставки жизненно важных товаров и решения проблемы неравенства в доступе к медицинским услугам. Беспилотники DJI доставляют вакцины и лекарства COVID-19, а также обеспечивают передачу нематериальных гуманитарных ценностей: знаний, технологий и возможностей.
Решение проблемы неравенства в доступе к услугам здравоохранения на Филиппинах
На Филиппинах проживает более 100 миллионов человек, живущих на 2000 обитаемых островах. Самая большая проблема в области здравоохранения, с которой сталкивается страна, – это доступ к услугам. Рельеф страны создает серьезные логистические проблемы для Министерства здравоохранения Филиппин, которое выделило 11 000 географически изолированных, неблагополучных и конфликтных районов, где у людей, живущих в отдаленных и труднодоступных местах, хуже показатели здоровья. Эти проблемы усугубляются стихийными бедствиями и политическими волнениями: тайфуны, землетрясения, цунами и даже вооруженные повстанцы могут нарушить и без того ограниченную логистическую инфраструктуру.
Именно в этом контексте компания Philippines Flying Labs, возглавляемая управляющим директором доктором Хайди Сампанг, тесно сотрудничает с Управлением гражданской авиации Филиппин (CAAP) и заинтересованными сторонами в сфере здравоохранения, чтобы сделать доставку медицинских грузов с помощью беспилотников реальностью.
На данный момент Philippines Flyings Labs провела успешное пилотное исследование при поддержке компании Pfizer, в рамках которого в начале 2022 года в деревни провинции Агусан-Дель-Сур были доставлены вакцины. Отдельные испытания проводятся на островах Тави-Тави на юго-западе страны при финансовой поддержке компании PagerDuty.
В обоих случаях использование беспилотников позволило значительно сократить время доставки, снизить транспортные расходы, высвободить время медицинских работников и обеспечить более надежное планирование здравоохранения.
Использование адаптированного DJI M300 для доставки медицинских грузов
Решение M300 для доставки грузов, разработанное WeRobotics, в значительной степени опирается на технические характеристики платформы и встроенные функции безопасности. Именно эти факторы сыграли важную роль в получении филиппинской Flying Labs разрешения от CAAP на первые в стране полеты по доставке грузов в режиме BVLOS.
Однако для того, чтобы обеспечить пригодность дрона для доставки медикаментов, потребовалось внести изменения. Для начала команда WeRobotics разработала грузовой ящик и механизм крепления. Этот бокс выпускается двух размеров и может быть утеплен и оснащен термометром, чтобы обеспечить холодную цепь и доставку чувствительных к температуре лекарств. Максимальный вес полезной нагрузки зависит от используемого бокса и характера перевозимых товаров, но типичный вес груза составляет от 1 до 1,5 кг.
Пришлось преодолеть и эксплуатационные препятствия. Запас хода глобальной версии M300, доступной на Филиппинах, составляет 8 км. В Уганде были успешно проведены испытания по доставке грузов на расстояние до 18 км на одном заряде батареи. Но в реальности это было ограничено рельефом местности, а также необходимостью приземляться в точке доставки.
При создании M300 также исходили из того, что точка возврата к дому обычно совпадает с местом взлета. Функция точной посадки платформы работает в тандеме с этим предположением; M300 не предназначен для высокоточной посадки на второй площадке. Если вы не хотите, чтобы пилот находился на обоих концах доставки, возможность высокоточной посадки в удаленных районах является обязательным условием. Во время обоих испытаний на Филиппинах пилоты работали в точке взлета и в пункте доставки на случай, если проблемы со связью потребуют передачи данных в середине полета. Однако идеальное решение требует, чтобы в конечном пункте назначения находился обученный наблюдатель, а не квалифицированный пилот.
Столкнувшись с этими проблемами, WeRobotics разработала отдельный бортовой компьютер для обработки грузовых миссий и взаимодействия с автопилотом, а также установила отдельные каналы сотовой связи для работы на дальних расстояниях. Вычислительный модуль Raspberry Pi и модуль сотовой связи Skywire смонтированы на специальной печатной плате и взаимодействуют с дроном через модуль расширения DJI M300 OSDK. Маркер ArUco (что-то вроде гигантского QR-кода) размещается на земле в месте назначения, чтобы обеспечить точную посадку на крышах больниц или в других ограниченных пространствах.
В разговоре с соучредителем WeRobotics Патриком Майером стало ясно, что сотрудничество с DJI имело смысл как с технической, так и с репутационной точки зрения.
“Если мы собирались перепрофилировать беспилотник, мы хотели взять чрезвычайно зрелую промышленную платформу, которая уже используется в разных странах и с которой пилоты хорошо знакомы”, – говорит он. “Мы также хотели работать с брендом, который был бы признан и уважаем с точки зрения регулирования. И, наконец, он должен был быть доступным по цене”. Как некоммерческая организация, работающая с местными организациями, мы не располагаем огромным количеством средств. Работая с существующей техникой DJI, мы можем поддерживать низкую цену, удобство использования и процесс обучения как можно более экономичным”.
Благодаря своей универсальности, надежности и низкой стоимости Майер считает адаптированный грузовой M300 идеальной платформой для реализации проектов по доставке медикаментов.
“Мы все чаще представляем M300 в качестве стартового грузового дрона”, – говорит он.
“За последние пять лет мы поняли одну вещь: в конечном итоге платформа – это лишь 20 % того, что происходит в процессе обучения, развития навыков, укрепления потенциала и передачи знаний. Остальное не относится к конкретному дрону, и его нужно изучать независимо от него: СОПы, контрольные списки, аварийные процедуры и так далее”. – Патрик Майер, соучредитель WeRobotics
“Для WeRobotics и Flying Labs действительно ценным в M300 является то, что это высоконадежная промышленная платформа, которая хорошо известна, уважаема и доступна по цене. Вы можете стать первым в сфере доставки дронами, потому что вы используете именно эту платформу. И тогда вы узнаете 80 % того, что вам нужно знать”.
Компания WeRobotics предоставила оборудование и провела обучение для филиппинских Flying Labs перед началом пилотирования доставки. Обучение было облегчено благодаря тому, что команда уже знакома с полетами на самолетах DJI.
Решение в действии: Экономия средств и эффективности
Проекты Tawi-Tawi и Agusan Del Sur на Филиппинах показали, какую пользу может принести удаленным населенным пунктам низкочастотная доставка с помощью беспилотников. В ходе испытаний компании Pfizer в Агусан-Дель-Сур команда Philippines Flying Lab внедрила службу доставки вместо 14-километрового маршрута, который традиционно требует дорогостоящей и ухабистой двухчасовой поездки на мотоцикле. Этот же маршрут сократился до 7 км (при полете дрона) и занял всего 10 минут. Решение на основе беспилотника оказалось на 92 % быстрее.
На островах Тави-Тави для перевозки медикаментов из одного места в другое требуются лодки. Эти поездки часто зависят от приливов и отливов и могут занимать от 30 минут до 4 часов. С DJI M300 доставка заняла всего 8 минут.
В обоих случаях переменные исключены из уравнения, что позволяет составить более надежный график доставки. Расходы на поездку, которые сейчас резко возрастают в связи с ростом стоимости топлива, также сокращаются. И наконец, медицинским работникам часто приходится совершать такие поездки самостоятельно. Решение на основе беспилотников позволяет увеличить время, которое они могут потратить на более важную работу, и обеспечить безопасность на рабочем месте.
Налаживание отношений с ключевыми заинтересованными сторонами
Помимо стартовых затрат и обеспечения связи в отдаленных районах, самым серьезным препятствием при создании программы доставки медицинских препаратов с помощью беспилотников является нормативно-правовое регулирование. Убедить местные авиационные власти разрешить полеты в режиме BVLOS и эксперименты на высоте не так-то просто.
Именно здесь на помощь приходит модель инклюзивных сетей WeRobotics. Каждая Flying Labs опирается на местные знания и возможности, но при этом может использовать ноу-хау WeRobotics и остальных участников сети. В случае с филиппинской Flying Labs технический директор Джоэл Круз давно поддерживает положительные отношения с CAAP благодаря своей компании SRDP Consulting, занимающейся аэрокартографией, которая фактически привела его к тому, что он стал первым в стране лицензированным оператором дронов.
Доктор Сампанг использовала этот опыт, а также данные других успешных проектов Flying Labs, чтобы установить тесные отношения с ключевыми лицами, принимающими решения, и получить одобрение. Она также подчеркивает важность многоотраслевого партнерства. Сторонники подобных проектов могут быть самыми разными. При поддержке местных властей, местных чиновников здравоохранения (таких как доктор Ладжа, начальник управления здравоохранения провинции Тави-Тави), общественных организаций и даже военных – у нас есть много союзников для продвижения программы.
“Все дело в установлении и развитии отношений”, – говорит она. “Это вопрос объяснения и заверения соответствующих заинтересованных сторон. Даже в процессе полета важно держать авиационные власти в курсе событий и следовать правилам. Когда у нас есть успех и положительное освещение в СМИ, они очень довольны!”
Дроны как инструмент децентрализации власти
Дроны – это мощный символ, позволяющий передать власть и потенциал в руки тех, кто иначе не мог бы ими обладать. Простое в использовании устройство может радикально улучшить способы сбора данных или, как в данном случае, доставки жизненно важных лекарств. Там, где инновационные инструменты недороги и доступны, могут произойти экономические и социальные изменения.
“Когда мы пришли в эту сферу в 2016 году, доказательная база, подтверждающая ценность этой технологии, была крайне скудной”, – говорит Майер. “Поэтому нам пришлось создавать ее на основе этой технологии. Но даже когда мы добились успеха, мы знали, что это только половина истории. Конечно, мы можем увеличить ценность, но если это будет происходить сверху вниз, то мы не сможем использовать эту технологию в полной мере. Это должно быть передано в руки местных экспертов и местных лидеров, которые знают все лучше всех”.
Доктор Сампанг также считает, что видение новейших технологий в руках коллег вдохновляет. “Одна из причин, по которой сообщество принимает нас, заключается в том, что они видят нас. Мы – местные жители, которые говорят на их языке и выглядят как они, делая при этом технические вещи. Это вдохновляет детей и местных жителей, которые наблюдают за нашими пилотами. Они думают: “Если они могут это сделать, то и я смогу””.