Подводим итоги года DJI

Беспилотные летательные аппараты плотно внедрились в нашу жизнь. Они перестали быть игрушками, и уже сегодня используются в сферах сельского хозяйства и на транспорте, принимают участие в поисково-спасательных операциях и военных действиях. Неизменно фотографы всего мира используют дроны для съемки. Фотографии с высоты птичьего полета всегда привлекают своей загадочностью и удивительной красотой. Дроны развиваются стремительно, но лидером неизменно остается компания-производитель DJI. Подведем итоги года и поговорим о перспективах развития компании на ближайшие годы.

На долю компании приходится более 75% всех продаваемых в мире беспилотников. Еще выше показатель продаж промышленных моделей — порядка 86 процентов от всех продаваемых устройств этой категории. Рост выручки компании в 2018 году составил более 2,8 млрд рублей, в 2019 году показатель составил 3,1 млрд рублей, к 2020 приблизился к 4,2 млрд рублей, то есть увеличился на 60% в течение двух лет. Это несмотря на санкционную политику в отношении компании, проводимую США.

Современные модели мультикоптеров DJI все качественнее и доступнее как для рядовых пользователей, так и промышленного сегмента. И все же сегодня можно четко наблюдать нацеленность производителя развивать именно промышленное направление. За 2020/21 годы были представлены DJI Matrice 300 RTK, Mavic 2 Enterprise Advanced, DJI Agras T20 и T30, а также дополнительное навесное оборудование в виде камер и лидаров для инспекций и позиционирования. Среди них в том числе DJI Zenmuse L1 и DJI Zenmuse P1.

Общепотребительская линейка была разбавлена не менее ценными продуктами, в том числе более продвинутыми и надежными Mavic 2 Air и DJI Air 2S, портативными DJI Mini 2 с камерой 4К и DJI Mini SE для обучения полетам с коптером, долгожданным DJI Mavic 3, а также стабилизаторами и экшн-камерами второго и третьего поколений. Интересно, с выходом каждого нового продукта DJI предлагает потенциально новое решение для полетов и съемки. Например, компания впервые внедрила в свои аппараты технологию AirSense с транспондером ADS-B для контроля воздушного пространства и контакта в реальном времени с другими участниками движения. Особенно актуально это стало в свете событий и разговоров о небезопасности дронов в виду их неопознанности, невидимости в небе. Теперь пилоты могут передавать информацию о своем присутствии всем других участникам воздушного движения через пульт управления. Конечно же, значительно развивается система обнаружения и обхода препятствий, чтобы полеты были совершенно безопасны как для пилотов, так и для окружающих людей и объектов.

А совершенно новым направлением для реализации продуктов компании стало внедрение систем защиты и сохранности данных. Теперь последние модели DJI защищены паролем и шифром, которые доступны только конкретному пользователю  при покупке устройства. Никакие данные не могут быть извлечены или украдены, а при данной попытке системы будут блокировать доступ и сам беспилотный летательный аппарат. То есть украсть кому-либо само устройство также не получится.

США наносят удары

По мнению американских властей, дроны наносят сильнейшие удары по безопасности страны, занимаясь шпионажем в пользу Поднебесной. Речь, как понятно, идет о крупнейшем производителе DJI, чьи устройства попытлиась запретить к продаже и покупке акций компании американцами. Среди прочего, обвинения касались того, что квадрокоптеры из Китая собирают огромное количество данных путем регистрации своих устройств и сканирования лиц с помощью интеллектуальных технологий, в свою очередь передавая эти данные в Китай. В Правительстве уверены, что даже при выключенной функции отслеживания за объектами, дроны продолжают сканировать пространство. Под угрозой, по мнению американских лидеров, находятся не только обычные граждане, но и стратегически важные объекты, которые попадают в поле зрения беспилотников. При этом на вопросы о том, что дронам запрещено летать вблизи городов и объектов инфраструктуры, за это могут возлагаться огромные штрафы, вплоть до лишения техники и свободы, ответов не следует… В Китае же эту информацию опровергают, уверяя, что производимая техника разрабатывается под конкретного пользователя, а данные с дронов никуда не передаются.

С другой стороны, если включить немного фантазии и поверить в конспирологические теории, то можно сказать, что не только DJI, но и любая техника следит за всеми вокруг. Ваш холодильник тоже быть поддержан системой обнаружения лиц, что несет потенциальную угрозу для граждан. Квадрокоптеры так тем более! Их оснащают камерами высокого качества, они способны преодолевать расстояния до 10 километров благодаря технологии OcuSync, а еще подключаются к Wi-Fi. Шпионы, да и только, что с них взять…

Итак, ранее в 2019 году Минфин США ввел санкции против DJI и еще семи компаний из Китая. Компаниям запретили использовать американские технологии или комплектующие американского производства. Кроме того, была запрещена продажа беспилотников для государственного и военного секторов. А частные производители из США обвинили Китай в подрыве конкуренции и попытке захватить рынок с целью абсолютной монополизации и верховенства. Правда, при все при этом продажи беспилотных летательных аппаратов и оборудования, экшн-камер и стабилизаторов не прекратилось. В США до сих пор есть и работают в полную силу розничные магазины, а спрос на продукцию только растет. 

Смогут ли США и вовсе запретить деятельность компании на территории своей страны? Вряд ли, ввиду отсутствия чего-либо взамен. На сегодняшний день ни одна компания в мире не может предложить продукцию лучше. А полная изоляция от поставок и закрытие магазинов в Америке лишь нанесут удар не столько по КНР, сколько по самим себе. Торгово-экономические отношения не выгодно рушить в условиях мирового кризиса. Предложить взамен нечего, а найти новые рынки Китай может и без поддержки отдельно взятого государства.

Секреты “империи” DJI

Большинство знают, что история компании началась в 2006 году, когда основатель Фрэнк Ван Тао впервые попытался произвести не свет нечто устойчивое с крыльями, чтобы управлялось оно дистанционно и было устойчиво в воздухе, а еще способно было бы делать фото и снимать видео. В те годы можно было бы сказать, что это как достать звезду с неба или прилепить к носорогу крылья и заставить его парить. А ведь это было бы по-настоящему страшно… Тогда все оказалось проще и безопаснее.

Истинный успех пришелся на 2013 год, когда миру был представлен первый Phantom. Он буквально сразу обвалил рынок, сумев предложить более удобное и простое управление и небольшую цену. Устройство могло держаться в воздухе до 15 минут, весило всего 800 грамм и способно было нести на себе экшн-камеру для съемки. По замыслу, Phantom 1 был разработан для камер GoPro, но реально крепить можно было любую, которую беспилотник способен был бы поднять.

Конечно же, это была не первая представленная модель квадрокоптера в мире. На тот момент развивались продукты компании 3DR и Parrot CA. Но главным отличием их продукции стало то, что они собирались из различного количества деталей, приобретаемых от разных производителей. Фантом был полностью оригинальным и сделан из запчастей, разработанных компании. С этого и начался успех компании. А вместе с тем вытеснение с рынка других производителей.

Например, та же 3DR в 2017 году объявила о полной остановке производство дронов. Французская Parrot уволила значительную часть своих инженеров, а GoPro Karma — первый дрон от производителя экшн-камер — был отозван с рынка. С этого и начался успех DJI, который продолжается по сей день и не собирается уступать никому другому. Но в чем он — секрет успеха?

В первую очередь это нацеленность на результат и совершенствование технологий без привязки к какой-либо из линеек продуктов. Компания не делает вторую или третью модель в серии, компания делает новый продукт. При этом инженеры DJI стараются учитывать в своих разработках все пожелания клиентов компании. Пожелания клиентов поступают на почтовые адресы компании, а кроме того, систематически ведется работа по обработке отраслевых площадок и форумов в сети, где люди оценивают качество выпускаемой продукции, проводят тесты и оставляют отзывы.

По словам директора по бизнес-развитию компании DJI Синтии Хуанг, инновации компании не обходят стороной ни одну мелочь в устройстве БПЛА. Именно благодаря сотрудничеству с владельцами дронов происходили разработки моделей в линейках Matrice 200 Series или Mavic 2 Enterprise Series. Последняя сумела объединить в себе портативность технологий, оставаясь при этом отличным решением для промышленного сектора.

Особое внимание компания уделяет технологиям для безопасного полета для пользователей дронов и окружающих. Это в том числе продвинутые технологии обнаружения и обхода препятствий, геозонирование, которое позволяет пилотам использовать воздушное пространство в рамках законодательства. Это также защита данных, что является одним из самых приоритетных направлений развития технологий.

Еще в 2018 году глава компании Фрэнк Ван Тао объявил, что продукты должны сочетать в себе простоту использования и доступность, компактность и безопасность. Идеальным решением должна стать универсальность использования, чтобы сферы применения дронов ширились, при том промышленность понимала, что это безопасно и эффективно. Сегодня дроны уже активно применяют в строительстве и сельском хозяйстве, в нефтегазовой промышленности и на службе безопасности.

В связи и наряду с этим компания делает акцент на развитие промышленного сектора. При этом нельзя говорить, что потребительский сегмент уйдет в небытие. Приоритеты ожидается будут разбиты таким образом, что для массового потребителя не будет урезана ни производственная часть, ни ее техническое наполнение, но промышленных дронов станет больше на несколько единиц. Кроме того, если речь об универсальности продукта, то простые модели будут оснащаться большего объема аккумуляторами, режимами полета и управления, датчиками и температурными камерами.

На примере DJI Mavic 2 Enterprise Advanced можно также с уверенностью сказать, что у компании нет целей абсолютного захвата рынка. Продукты делаются и будут делаться с возможностями совмещения с другими продуктами и аксессуарами. Так, M2EA имеет специальные порты, которые позволяют подключать дополнительное оборудование. При ликвидации ЧС и поисково-спасательных операциях пилоты используют дополнительные камеры, монтируя их в эти датчики, а также портативные радиомаяки или громкоговорители для связи с пострадавшими.

В современных разработках многое зависит и от того, какая существует тенденция в регулировании применения тех или иных технологий со стороны государства. Задача DJI — делать разработки в рамках этих норм или кооперироваться с компаниями, занимающимися разработкой софта для БПЛА.

Перспективы и будущее

Мы разобрались, что акцент DJI будет стремиться в сторону промышленного сегмента. При этом не отойдет в сторону и потребительский. Он будет совершенствоваться, приобретать более универсальные формы и начинку. Техническая часть разработок обещает быть новой и интересной уже к следующему году. Так, в планах компании разработать модель, снабженную искусственным интеллектом с навыками автоматического полета без привязки к GPS и… без пилота. Нет, о последнем говорить рано, да и вряд ли это необходимо. Все же, роботизированные системы требуют управления человеком. Иначе человеческий фактор можно исключить вообще, и зачем тогда мы нужны? А вот возможность инспектировать места или снимать профессиональные видео без привязки к GPS — это значимый прорыв. Это сложно представить, особенно в наших широтах, где не всегда мобильная связь работает хорошо. Как с этим справиться дрон, пока остается загадкой.

Современные модели способны проникать сквозь кроны деревьев, сквозь рельеф и почву, оценивая скорый рост посевов или наличие заболеваний у растительности. Они могут находить врезки в трубопроводах и обнаруживать замыкания в сети линий электропередач. Инженеры DJI знают, что в ближайшем будущем модели будут способны видеть сквозь стены, что будет бесценно для сферы строительства, или сбрасывать почтовые посылки, уж по крайней мере лучше, чем это сделал почтовый беспилотник “Почты России” и Amazon. Также ожидается совершенствование датчиков и систем распознавания препятствий с оценкой линий полета, траекторий, расстояния до земли, до предполагаемых опасных объектов и людей. Если сегодня системы называют не идеальными, вероятно скоро беспилотники научатся обходить препятствий без необходимости настройки. Конечно же, ожидается расширение частотных диапазонов для управления и дальности полетов дронов. А также нацеленность продуктов на специализацию.

То есть кроме универсальности, некоторые модели все же должны быть заточены под специальность. Если Agras — это сельскохозяйственная модель, а M2EA нашел свое успешное применение и почтение у спасателей или Inspire — в кино, то возможно для геодезии или строительства появится свой уникальный продукт, который будет отвечать всем требованиям заказчиков.

Вместо вывода

Если говорить кратко, оценивая возможности современных БПЛА, предсказать будущее практически невозможно. Понятно, что автоматизация процессов и роботы, искусственный интеллект и программное обеспечение осуществили резкий скачок и прорыв в области. Понятно, что всегда есть, к чему стремиться и чему совершенствоваться. Понятно, что беспилотные летательные аппараты способны усовершенствовать любые промышленные решения, сэкономить средства и время и повысить безопасность выполняемых работ. Понятно, что DJI по сей день являются лидером и не собираются отступать. Технологии же не стоят на месте. Мы должны быть готовы к их развитию, совершенствованию, универсализации.


Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Telegram