Часть I. Аккумуляторы DJI: характеристика и советы по использованию
Несмотря на, казалось бы, широкое распространение компьютерных технологий в XXI веке, развивающейся робототехнике, многие пользователи до сих пор не знакомы со многими терминами и обозначениями. Еще чаще, люди, приобретая товар, редко изучают инструкцию по его эксплуатации, а попросту берут инициативу в свои руки. Далеко не всегда это приводит к хорошему результату, а в случае с дронами в особенности – ремонт такой игрушки обойдется вам колоссальными затратами и лишними нервами.
Во избежание “травм на производстве” мы подготовили данный обзор, в котором расскажем о первом использовании квадрокоптера, режиме гибернации и работе аккумуляторов DJI.
Общие сведения
Время полета квадрокоптера напрямую зависит от типа привода, а также источника питания. Большинство дронов потребительского класса подпитываются от одной аккумуляторной батареи литиевого типа. Среди таковых выделяются LiPo или LiIon АКБ. Батареи такого типа обладают большой емкостью, а при правильном использовании служат гораздо дольше, чем обычные аккумуляторы.
Минимальное напряжение одной ячейки в литиевых батареях составляет 2,5V, номинальное – 3,7V, максимальное – 4,2V. Ячейки литий-полимерных (LiPo) батарей имеют более высокую устойчивость к повреждениям, чем ячейки литий-ионных (Li-Ion), и могут работать при более значительных нагрузках.
А что DJI?
Все существующие квадрокоптеры DJI оснащены только литий-полимерными аккумуляторами. Как вы уже поняли, для дронов одной из важнейших составляющих являются батареи, поэтому в первую очередь производитель, создавая летательную конструкцию, заботится о производительности товара. За счет своей выносливости и бóльшей емкости идеальным вариантом для дронов DJI служат LiPo-аккумуляторы.
При этом производитель настоятельно рекомендует всем желающим приобрести квадрокоптер, что для работы с оригинальными АКБ DJI можно использовать только фирменные зарядные устройства. Также есть некоторые ограничения по работе с батареями DJI, чтобы квадрокоптер служил вам дольше. Об этом поговорим далее.
АКБ для DJI Mavic 2
Квадрокоптеры серии Mavic 2 оснащены умными батареями Mavic Intelligent Flight. Они рассчитаны на полет в 27 минут, а встроенные интеллектуальные функции предупредят вас о низком заряде, уровне повышенной или пониженной температуры, а также о возможных неисправностях. Полную информацию об этом можно в режиме онлайн отслеживать через приложение DJI GO. Батарея контролируется специальной защитой от перегрузки и внезапной разрядки. При длительном неиспользовании АКБ самостоятельно снизит уровень заряда до 50%, а при полетах в резких климатических условиях будет активирована соответствующая защита. Для восстановления полностью разряженного аккумулятора потребуется чуть более часа на его полную зарядку.
АКБ для DJI Mavic Аir
Mavic Air также оснащен умными батареями Mavic Intelligent Flight емкостью 2375 мАч. Кстати, интересным фактом является то, что производитель сумел достичь невозможного, сжав аккумулятор Mavic Air до размеров АКБ DJI Spark, обладающего емкостью в 1480 мАч.
Таким образом дрон способен парить в воздухе до 21 минуты и предупредит вас о снижении заряда, когда уровень достигнет 15%. На подзарядку батареи через ЗУ тратится один час. Для более длительного полета разработчик включил в состав Mavic Fly More Combo сразу три батареи, которые обеспечат почти непрерывный полет на протяжении почти часа.
АКБ для DJI Spаrk
Работу АКБ для DJI Spark обеспечивает батарея Spark Intelligent Flight, оснащенная при своих небольших размерах высокой плотностью энергии. Емкость АКБ составляет 1480 мАч, чего хватает на 15-16 минут полета.
В состав Spark Fly More Combo также входят три аккумулятора, способные продлить летное время дрона.
АКБ для серии DJI Phantom
Батарея для Phantom 2 обладает емкостью в 5200 мАч и выходным напряжением 11,1 Вт. Одного аккумулятора хватает на 25 минут полета, также можно приобрести запасные для более длительной работы дрона.
АКБ для линейки DJI Phantom оснащены интеллектуальной системой управления, которая защищает батарею вашего квадрокоптера от перегревания или любой прочей неисправности.
В случае Phantom 3 емкость АКБ составляет 4480 мАч, способная на непрерывную работу до 23 минут. Устройство наделено световыми индикаторами, отображающими состояние батареи и степень ее заряда. Еще одной составляющей батарей данного типа является порядок ее включения. Запуск происходит путем двойного нажатия кнопки питания и удержанием ее в течение двух секунд. Такая система создана для устранения опасности непроизвольного включения или выключения аппарата.
Phantom 4 оснащен АКБ емкостью 5350 мАч, рассчитанной на 28 минут полета. Батарея версии Pro емкостью 5870 мАч работает на две минуты дольше. К тому же, она способна выдерживать температурные колебания от -10°C до +40°C. Отслеживать уровень заряда батареи и ее состояние можно через приложение DJI GO.
Первое использование квадрокоптера и режим хранения
Когда, наконец, у вас в руках оказался долгожданный подарок-квадрокоптер, или вы приобрели его сами, первым делом необходимо зарядить все аккумуляторы. Причем вам не придется беспокоиться, если в этот момент вам необходимо куда-то отойти. Так уж придумал производитель, что умная батарея зарядится до нужных 100%, после чего подача тока через ЗУ прекратится.
Многие задаются вопросом, а для чего же после распаковки сразу заряжать аккумулятор? Большинство продукции DJI поставляется пользователю в режиме хранения – то есть с 40-60% заряда от общего количество. Для полета во избежание нештатных ситуаций в идеале нужно иметь полные 100%.
Есть и другое мнение, что АКБ во время приобретение дрона находится в режиме гибернации (с англ. – “hibernation”, то есть “зимняя спячка”, бездействие) и перед первым использованием батареи нужно “разбудить”, чтобы в дальнейшем не переживать об их скорой поломке. Однако, данный факт является давно развеянным мифом, так как LiPo аккумуляторы нового поколения и без того оснащают умными микросхемами, а перед продажами тестируют на производстве. Таким образом, доля правды в этом только в том, что дроны поставляются пользователю не со стопроцентным зарядом, однако делается это только не из-за боязни испортить АКБ, а ради соблюдения правил транспортировки устройства.
Требования безопасности при проведении полетов
Как уже отмечалось, вся техника DJI наделена “интеллектуальными батареями”, которые предупредят вас о высоком расходовании энергии и в нужный момент вернутся “домой”. Важно! Срок службы батареи дрона зависит от трех основных факторов:
- как часто вы летаете;
- как вы заряжаете аккумуляторы;
- как и в каких условиях вы летаете.
В связи с этим ниже представляем вашему вниманию несколько полезных советов об использовании литий-полимерных (Li-Po) аккумуляторов на квадрокоптерах.
- Всегда поднимайте в небо квадрокоптер только с полностью заряженной батареей. Это поможет избежать происшествий, а также позволит по-максимуму насладиться пейзажами с высоты птичьего полета.
- Большую роль при пилотировании играет погода. Отдельные модели коптеров (Mavic 2 Pro и Zoom, Inspire 2) способны выдерживать температурные перепады (от -10°C до +40°C; от -20°C до +40°C для Inspire 2). Однако, чтобы быть уверенным в более продолжительной работе коптера и сохранении его батареи, необходимо следовать некоторым простым правилам ее хранения и эксплуатации. Об этом мы расскажем отдельно.
- Немаловажно убедиться перед полетом, что аккумуляторы хорошо закреплены на устройстве. В противном случае вы не успеете сориентироваться и поймать в руки коптер, несущийся к земле на огромной скорости.
- Перед зарядкой обязательно сначала выключите ваш дрон, а только после этого вынимайте батареи. Если по каким-то причинам квадрокоптер не включается после зарядки аккумулятора, не стоит пытаться самостоятельно разобраться с неполадкой — обратитесь в сервисный центр DJI.
- Ну и наконец очень важно следить за уровнем заряда через приложении DJI GO. Во время пилотирования дрон несколько раз предупредит вас о снижении уровня заряда. Когда он достигнет показателя 10%, устройство вернется на заранее вами установленную “базовую точку” (в случае активации режима Return To Home). Вместе с тем, не стоит полностью перекладывать ответственность на робота. Следите за уровнем заряда сами, и лучше перестраховаться и самому “приказать” дрону вернуться на землю, чем ждать, что режим возвращения домой по тем или иным причинам не сработает, и ваш коптер вдребезги рухнет сам.
Пять правил по уходу за батареей
- Для начала вернемся к второму пункту предыдущего подраздела. Мы говорили об использовании батареи при низких температурных условиях. Так, перед полетом следует поднять беспилотник в воздух на 1-2 минуты, чтобы он вошел в рабочий режим, подстроясь под окружающую погодную обстановку. Дальше всю работу дрон сделает за вас: “умные батареи” включают режим самонагрева автоматически (Внимание, не на всех моделях!).
- Жара тоже имеет значение. Во время пилотирования при температуре свыше 40 °C следует обращать внимание на работу батареи через мобильное приложение. Если температура аккумулятора достигнет 65 °C, опустите ниже или посадите ваш дрон. А если значение перевалит за 70 °C, устройство может загореться или даже взорваться.
- Храните батарею в сухом и прохладном месте при комнатной температуре от 20 °C до 28 °C. Не стоит также оставлять аккумуляторы вблизи источников тепла (дома у батареи, на солнце, возле открытого огня или на печи). Также избегайте контакта с водой и металлическими предметами.
- Раз в три месяца, или по-другому, каждые десять — пятнадцать циклов зарядки, полностью разряжайте и заряжайте заново батарею. Это позволит продлить срок службы АКБ. Делать это можно двумя доступными способами:
- В первом варианте продолжайте полет пока заряд аккумулятора не упадет до 10%. Когда напряжение упадет до среднего значения в 3,5V или 5%, оставьте на небольшой высоте ваш дрон, дождитесь пока батарея полностью разрядится, а квадрокоптер в автоматическом режиме приземлится на землю.
- Второй вариант заключается в том, чтобы разрядить батарею до 10%, после чего посадить дрон, но не выключать, пока аккумулятор не разрядится полностью.
Кроме того, никогда не заряжайте батареи, когда они слишком горячие. Специально для таких случаев некоторые дроны (Phantom 4 и Phantom 3) оснащены световыми индикаторами, которые укажут, что аккумулятор перегрелся. Во избежание поломки, батарею следует оставить на несколько минут в покое, пока она остынет. Не стоит также пытаться охладить аккумулятор вручную, оставив его в холодильнике или под кондиционером. Таким образом, вы просто-напросто “убьете” свою батарею.
- Во время путешествия следует разрядить батарею до 30%. Если аккумулятор будет перевозиться самолетом, этот показатель следует снизить до 5%. Для перевозки дрона и всех его составных частей существуют специальные сумки-переноски, многие из которых продаются вместе с самим устройством. Будьте внимательны при перевозке, чтобы не повредить ни сам дрон, ни его аккумуляторы.
- Если вы не собираетесь пользоваться квадрокоптером более 10, то разрядите аккумуляторы до показателя в 40%. “Интеллектуальные батареи” вскоре сами поймут, что дрон не используется, и перейдут в режим хранения уровня заряда (Примечание: в линейке DJI Mavic значение, после которого АКБ погружаются в режим сна, устанавливается вручную).
В заключение стоит отметить, что несмотря на все преимущества работы литий-ионных и литий-полимерных батарей, они также имеют свой срок службы. Что характерно, эффект их старения проявляется даже при полном отсутствии нагрузок, зарядок-разрядок и прочих факторов. Именно поэтому нет смысла заранее приобретать множество запасных батарей, которые даже ввиду отсутствия использования будут также изнашиваться.
Если выражаться более научными терминами и цифрами, то в среднем в течение первого года использования АКБ их емкость снижается на 4-6%, а за последующие 2-3 года потери составляют от 10 до 20% от начального показателя. В среднем обычный аккумулятор рассчитан на 5000 полных циклов перезарядки (1000 – для литий-ионных АКБ). Вместе с тем, продлить не стоит ограничивать свои действия полным зарядом до 100% или полным разрядом с последующим отключением устройства. Например, регулярная зарядка АКБ при снижении его запаса до 50% позволит увеличить его продолжительность жизни до 1500 циклов, а в случае с 25% — до 2500. Также не стоит забывать о температурных режимах хранения и эксплуатации батареи, поскольку и сильные морозы, и невыносимая жара негативно влияют на ее емкость.
В случае неисправности или износа батареи подлежат их полной утилизации. Правила по утилизации включают в себя:
- Полный разряд батареи до показателя в 1,0V или ниже. Если же АКБ поврежден, в результате чего надулся или раскололось его покрытие, то данный пункт можно пропустить и перейти сразу к следующему.
- Погрузка аккумулятора в пластиковое ведро или контейнер, заполненный соленой водой. Далее накрыть емкость крышкой (без герметизации) и оставить на две недели. Такая процедура занимает длительное время, но является наиболее безопасной для утилизации.
- После двух недель извлечь батарею из емкости с водой, завернуть в бумажное полотенце и выкинуть вместе с обычным мусором. Угрозы дальнейшего взрыва такая батарея больше не представляет.
Существует также физический способ утилизации батареи – это, например, ее намеренная поломка при помощи подручных средств (молоток, кирпич), однако такой способ представляет большую угрозу для самого “уничтожителя”. Риск того, что она взорвется от удара, велик, поэтому лучше использовать иные проверенные способны. Пусть и занимают они более длительное время.
Используйте вышеперечисленные средства, но будьте внимательны и соблюдайте правила безопасности. Если же у вас есть сомнения, обратитесь к специалисту.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях: